Заземление
Верховная Рада нарвалась на очередное вето Президента. И снова на земельную тему. Как известно, в июне парламент продлил мораторий на продажу земли с 2005 года до 2007-го, но Леонид Кучма ветировал этот закон.
Депутаты не сдались и в качестве "ответа Чемберлену" приняли еще один правовой акт. Он называется Закон Украины "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины" и содержит одну важную деталь: мораторий продлевается еще на один год — до 2008-го.
Кроме того, закон пролонгирует до 1 января 2008 года действие запрета на внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ, а также до 2015 года — ограничения на владение сельскохозяйственными землями: не более 100 га. Превышение этого предела разрешается только при получении наследства. До нынешнего голосования становиться латифундистом позволялось с 1 января 2010-го. Наконец, последнее новшество заключается в том, что граждане и юридические лица, имеющие в постоянном пользовании земельные участки, должны переоформить в установленном порядке право собственности на них или их аренды до 1 января не 2005-го, а 2010 года.
Хорошо это или плохо? Даже не могу сказать — я не сельский житель. Моя бабушка, если бы она дожила до этих дней, наверняка получила бы стандартный пай, и почти гарантированно задала бы вопрос: "А що мені з ним робити?". Насколько я помню из детства, пределом ее мечтания была корова. А в остальном — бабулю вполне удовлетворял "приусадебный комплект", состоящий из огорода, кур и поросенка. Она никогда не мечтала о большом наделе пашни. Полагаю, что ее соседки тоже.
Возможно, поэтому идея распаевания земли вызвала восторг скорее у консультантов Всемирного банка, чем у простых тружеников. К реализации своего права на землю их подталкивают арендаторы — новые фермеры и старые колхозы, переименованные в агрофирмы. Именно они будут (возможно, неформальными) субъектами земельного торга. А главными покупателями, по мнению специалистов, станут большие корпорации, создающие аграрные вертикально-интегрированные структуры. Их можно понять: на мировой рынок, особенно аграрный, где конкурентная борьба идет не на жизнь, а на смерть, слабой структуре не пробиться. Поэтому укрупнение неизбежно. Что же касается крестьян, то они вряд ли когда-либо освоят профессию земельных маклеров. Поэтому им в принципе все равно, когда закончится мораторий: в 2007-м, 2008-м или даже 2005-м.
Другое дело, что политикам перед выборами это не безразлично. Вопрос торговли землей, вне сомнения, важен для общества и потому является чудесным предметом для пиара. Не случайно "Наша Украина" выступила с заявлением, в котором назвала мораторий защитой селян от злоупотреблений, мошенничества и бандитизма. В одном я могу бесспорно согласиться с оппозицией — Украина действительно не готова к торговле землей. Не экономически, а политически.
Галина МОИСЕЕВА