Александр Рубанов: Риэлтор должен действовать по поручению, в интересах и за счет клиента
Александр Николаевич, как вы, как президент одного из самых больших риэлторских сообществ, относитесь к необходимости формирования единых стандартов на рынке риэлторских услуг?
— Профессиональные стандарты необходимы в любой хозяйственной деятельности, и риэлторская деятельность не исключение. Если в ближайшее время ситуация не изменится, то мы потеряем профессию.
Какие, на ваш взгляд, 3 основных тезиса для формирования единых стандартов деятельности риэлторов в Украине?
— Три кита, на которых должны базироваться стандарты риэлторской деятельности, — это работа риэлтора по поручению, в интересах и за счет клиента.
Клиентом может быть как продавец, так и покупатель. Вашим клиентом он становится после того, как подписал с вами договор на оказание услуг либо по покупке, либо по продаже недвижимости. В этом же договоре фиксируется размер вашего вознаграждения, которое вы получите по результатам добросовестной работы. С этого момента вы работаете исключительно в интересах своего клиента. Однако, на практике часто бывает, что, например, покупатель, платит за «себя и за того парня», то есть оплачивает услугу, которую он не заказывал.
Что необходимо, чтобы были установлены единые прозрачные правила при оказании риэлторских услуг гражданам Украины?
— Договориться. Но, к сожалению, это не при нашей жизни (профессиональной). Последние лет 15 было много попыток, но «вес так и не был взят».
Единственно возможный вариант решения проблемы — «внедрение» на рынок культуры потребления риэлторской услуги. Это то «светлое будущее», когда клиент будет не только знать, но и понимать, за что он платит.