Бедный, бедный труд
Почему у нас самые высокие в Европе темпы экономического роста и самая низкая зарплата
Труд и бедность - близнецы-братья. Оказывается. Ибо именно такое отношение к работающим людям заложено в... программе деятельности правительства.
Вот недавно Виктор Пинзеник, министр финансов, рассказывал, почему надо увеличивать минимальную зарплату. Первейший и главнейший его аргумент: это-де позволит Пенсионному фонду выйти из кризиса и выплачивать пенсии.
Всем хорош аргумент, кроме одного, но ключевого момента: зарплата в первую очередь должна обеспечивать право на достойную жизнь тем, кто ее за-ра-ба-ты-ва-ет. А у нас почему-то смотрят на зарплату исключительно как на средство пополнения бюджета государства.
Даже сочиняя правительственную программу, наши умники и умницы умудрились вопросы труда и зарплаты вписать в раздел о бедности и ее преодолении!
- Тем самым значительно принижена роль всех проблем в трудовой сфере, роль самого труда и человека труда, - сказала нам доктор экономических наук, завсектором проблем социальной безопасности Института экономики промышленности НАНУ Ольга Новикова. - Я вообще считаю, что в программе правительства должен быть отдельный раздел, называемый "Государственная политика в сфере труда". И в контексте этой политики - концепция оплаты труда. Однако в программе правительства даже не представлено, что есть такая концепция. Не представлена также реализация нового Трудового кодекса, как будто этого законопроекта нет и ничего не надо делать. То есть самые главные, основополагающие законы о труде там не отражены.
Кстати, Институт экономики НАНУ как раз перед появлением программы правительства провел экспертный опрос украинских специалистов по вопросам труда. И 115 экспертов дали свои предложения и рекомендации - что надо делать на государственном уровне. Эти материалы уже давненько отосланы в Министерство экономики. "Теперь вот думаю, что их надо направить и в Минтруда, для того, чтобы адресно они попали, - говорит Ольга Новикова. - Если уж от нас как от науки не воспримут, то хоть через Минтруда".
Между прочим, даже в родном министерстве труд - как неродное дитя. Потому что министерство это занимается больше собесовскими делами - проблемами инвалидов, пенсиями, пособиями на детей... Кстати, один из недавних министров за время своего "правления" защитил докторскую диссертацию. Опять же - по пенсионной реформе. А почему не по реформе зарплаты?
А ведь были когда-то в Украине и Министерство труда, и отдельно Министерство социальной защиты. Соединили их в середине девяностых годов. Словом, что проблемы иждивенцев, что трудящихся - без разницы. И вот результат: "Нет позиции созидательной, есть оборонительная". Такую оценку трудовой и социальной политики государства услышали мы во время встречи с побывавшей недавно в Киеве делегацией МОТ.
- В очень плохом положении оказалась также Инспекция труда, - добавляет профессор Новикова. - Я сама проанализировала ситуацию в Донецкой области - как часто наша инспекция может проверять предприятия. Получилось, каждое лишь раз в 12 лет. Потому что инспекторов мало. К тому же транспорта у них нет. Более того - их просто не пускают на предприятия!
- А почему не пускают - это беспредел работодателя?
- В том-то и дело, что не беспредел, а законы такие у нас. О коммерческой тайне, например. Вообще законы о собственности и приватизации входят в противоречие с трудовым законодательством. И для того, чтобы не пустить на предприятие, работодателю надо просто ссылаться на "свое" законодательство.
- Заработная плата может являться коммерческой тайной?
- Конечно. За рубежом это очень приветствуется. В нашей же стране коммерческая тайна по отношению к зарплате может в какой-то мере даже помочь вывести из тени оплату труда. Здесь открытости не должно быть, и работодатель не должен объяснять, почему, кому и какую сумму он платит. Он исходит из эффективности работы предприятия.
Другое дело - где граница этой тайны? Ведь под видом ее не пускают на завод инспекторов труда. И не пускают именно в том случае, когда на предприятии есть явные нарушения. Законодательство о труде надо рассматривать как подсистему в системе. У нас же каждый закон формируется сам по себе. Потом приходится приспосабливать его к другому, достраивать, как веранду к дому, - а прилепится ли она? Вот почему я говорю, что наше трудовое законодательство должно быть связано с Налоговым кодексом, с Хозяйственным кодексом, Бюджетным. Должно быть в системе. Но пока оно в изоляции.
Посмотрите хотя бы ежегодно принимаемые положения госбюджета: трудовая сфера там практически вообще не представлена, подытожила Ольга Федоровна.
... Унижение труда и человека труда настолько прижилось в нашей жизни, что порой ни рядовые граждане, ни правительство, к сожалению, даже не замечают этого унижения. А потому мы не видим разницы между политикой труда и стратегиями преодоления бедности.
Впрочем, что говорить о столь тонких нюансах, если даже парадоксов размером с бревно никто не желает видеть.
- Мы имеем самые высокие в Европе темпы экономического роста и самую низкую в Европе заработную плату, - говорит первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Григорий Осовой.
Характерный штрих. На первой пресс-конференции нового министра труда и социальной политики ни сам министр, ни сопровождавшие его спецы не смогли ответить на вопрос: каков удельный вес заработной платы в себестоимости продукции? А ведь это и есть вопрос о том, сколько стоит труд в Украине.
Впрочем, кому это нужно, гораздо интереснее считать, сколько стоит бедность...
Валентина Симкович