Чем для украинцев обернется правительственная пенсионная реформа
Содержание
Правительственный законопроект о пенсионной реформе, который сейчас находится на рассмотрении в профильном парламентском комитете, предусматривает, что украинцы смогут получать пенсии не из одного источника, как сейчас, а из трех: из Пенсионного фонда, с собственного накопительного счета, а также из негосударственных пенсионных фондов. Заместитель председателя правления Пенсионного Фонда Украины Владислав Машкин подтвердил, что введение накопительного уровня пенсионной системы ни в коем случае не отменяет действующую систему выплат.
«Накопительная часть пенсии — это бонус, но никак не замена солидарной системы», —также заметил эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Согласно его расчетам, за 30 лет украинец сможет накопить деньги, которых хватит всего на 3,5 года выплат в размере его предпенсионной зарплаты.
Из «общего котла» на персональный счет
Напомним, еще в 2003 г. в Украине была законодательно закреплена трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень — привычная солидарная система, когда выплата пенсий старшему поколению происходит за счет взносов ныне работающих граждан. Такая схема перераспределяет собранные средства. «Отчисления в Пенсионный фонд не накапливаются, а лишь дают работнику право на получение помощи от государства в старости», — говорит Владислав Машкин.
При этом минимальная пенсия по возрасту в Украине сейчас составляет всего 949 грн в месяц, на которые прожить нереально, и это при том, что один работающий и отчисляющий взносы в ПФ молодой украинец фактически «содержит» двух пенсионеров. А по прогнозам демографов, эта цифрам будет увеличиваться. То есть придется либо больше «отбирать» у работающих на содержание пенсионеров, либо уменьшать размеры пенсий.
Очевидно, это плохое решение. Поэтому и был задуман второй уровень — накопительный — который планируется запустить с 1 января 2017 г. В этом случае человек, отчисляя со своей зарплаты пенсионные деньги, часть из них оставляет на личном счету, где они копятся до его выхода на пенсию, а часть идет в «общий котел» на сегодняшних пенсионеров. Эти деньги принадлежат гражданину лично и даже могут быть унаследованы родственниками в случае его преждевременной кончины.
Сейчас работник со своей зарплаты перечисляет в ПФ 2% от размера начисленной зарплаты (сумма удерживается бухгалтерией). Кроме того, работодатель платит с фонда оплаты труда Единый соцвзнос, часть которого также идет в Пенсионный фонд на выплаты тем. Кто уже вышел на заслуженный отдых.
С 2017 же года упомянутые 2% не будут идти в солидарную систему, а вместо этого они будут накапливаться на персональных счетах работников в специальном накопительном фонде. Причем ежегодно до 2022 года процент отчислений будет увеличиваться на 1%, пока не составят 7%, а потом остановятся на этом уровне. На эти же 7% будут уменьшены отчисления работодателя в ПФ.
До 35 лет — без права отказаться
Принудительно охвачены накопительной системой будут граждане Украины в возрасте до 35 лет. В Минсоцполитики подсчитали, что новая система в первый год своей работы коснется шести миллионов украинцев. По словам главы ведомства Павла Розенко, это позволит привлечь 5 млрд грн.
А вот граждане от 35 до 55 лет смогут определится насчет своего участия в системе самостоятельно в течение года после ее введения. И не исключено, что они присоединятся к ней. «Как правило, о будущей пенсии люди начинают задумываться в лучшем случае после 40 лет», — заметила директор Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи НАН Украины Элла Либанова.
Правда, по ее мнению, чем меньше украинцев старше 35 лет сейчас добровольно примут участие в обязательной накопительной системе, тем лучше: они не успеют накопить достаточно средств, чтобы получить существенную прибавку к пенсии, а вот сокращение их участия в солидарной системе приведет к ухудшению финансового состояния Пенсионного фонда.
Можно и без государства
Как известно, возможность добровольно и без участия государства накопить средства на пенсию в Украине существует довольно давно. Для этого есть специальные банковские продукты, программы страхования и негосударственные пенсионные фонды. В этом случае гражданин добровольно делает взносы, чтобы накопить на старость, а НПФ старается эти средства сохранить и приумножить. Негосударственный пенсионный фонд — это и есть третий уровень пенсионного обеспечения. Но количество граждан, которые решились откладывать на пенсию невелико.
По информации председателя совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяны Сальниковой, к концу прошлого года в Украине работало 76 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с активами порядка 2,5 млрд грн. При этом участниками НПФ было всего 833 тыс. человек.
Спецпенсии все-таки отменят
Правительственный законопроект предусматривает отмену с 1 января 2016 г. специальных пенсий прокурорам, судьям и другим госслужащим. Они будут получать деньги по общим правилам — в зависимости от трудового стажа и размера зарплаты. Тем самым, по мнению Владислава Машкина, будет восстановлена социальная справедливость. Ведь работник за 40 лет труда получает только 50% своей зарплаты в виде пенсии, а госслужащий за 10-20 лет службы может претендовать на 80-90% своего оклада
При этом тем, кому такие пенсии уже были назначены, повезло — их доходы не уменьшатся. Новшество коснется только тех, кто будет выходить на заслуженный отдых с 2016 г.
Кроме того, чиновники инициируют переход на профессиональную систему пенсионного обеспечения с созданием специальных фондов. Из них людям определенных профессий (шахтеры, металлурги, химики и другие, представляющие риск для жизни или имеющие особые условия труда) будут платить пенсию с момента их досрочного выхода на пенсию до достижения общего пенсионного возраста или перечислять эти суммы в ПФ в виде компенсации.
Как известно, представители некоторых профессий имеют право выйти на пенсию на 5-10 лет раньше, чем положено по возрасту. По закону предприятие, где трудился такой человек, должно компенсировать ПФ выплату пенсий за эти «досрочные» годы. Но на деле этого не происходит. «Выходит, что финансировать это некому. В мире данная проблема решается за счет создания специальных фондов, куда предприятия обязаны перечислять взносы в повышенном размере. И мы переходим от системы возмещения к системе накопления. При этом все права на досрочные пенсии у граждан остаются», — поясняют в ПФ.
Фонды могут прогореть
При этом эксперты подчеркивают, что создание фондов, которыми будут управлять государственные или негосударственные компании, таит в себе несколько опасностей.
Во-первых, объективные факторы (инфляция, падение производства, отсутствие разумной монетарной политики) могут помешать пенсионным фондам получить инвестиционный доход. А чтобы этого не произошло, запускать накопительную систему имеет смысл не раньше, чем экономика прекратит падать. Кроме того, как отмечает Юрий Гаврилечко, чтобы запустить реформу надо, чтобы Пенсионный Фонд был бездефицитным, каковым он сейчас не является (на текущий момент его дефицит составляет 15,1 млрд. грн.).
Вторым риском эксперты считают отсутствие механизма страхования вкладов, без которого деньги могут не вернуться вообще.
«Есть много хороших норм в законодательстве, но они не работают. Например, защита вложений в банковские депозиты на бумаге есть, а на практике она не работает, для его постоянно не хватает средств», — говорит Татьяна Сальникова.
Не менее важно, по ее мнению установить единый орган, который будет отвечать за работу с деньгами будущих пенсионеров, потому что на сегодняшний день у рынка несколько регуляторов, среди которых нет согласия по многим важным для рынка вопросам.
Автор: Константин Симоненко