Чем грозят изменения в пенсионной системе Украины: мнение эксперта
Ранее Domik.ua cообщал о том, что нужно знать о пенсионной реформе.
Проект пенсионной реформы вышел в люди. На официальном сайте Верховной Рады появилось сразу несколько законопроектов на эту тему, поданных Кабмином 22 июня (№6614, 6615, 6617, 6618). Впрочем, специалисты успели ознакомится с ключевыми посылами документа еще до официальной публикации: его слили в интернет еще на стадии их подготовки правительством, - пишет UBR.ua.
Вывод экспертов однозначен: реформаторским проект не стал, и готовит будущим пенсионерам далеко не лучшие условия существования. К чему стоит готовится украинцам мы cпросили у эксперта по вопросам пенсионной системы инициативы «Реанимационный пакет реформ» Галины Третьяковой.
Галина Николаевна, можно ли считать озвученные Кабмином пенсионные предложения полноценной реформой?
Нельзя. Проект пенсионной реформы касается только солидарного уровня пенсионной системы, сохраняя его слабые места. И нет даже упоминаний о накопительном уровне.
То есть, у нас сохраняется солидарная система, при которой отчисления работающих перераспределяются между пенсионерами. Пенсионный фонд ничего не накапливает.
При этом нынешним пенсионерам (5,6 млн. чел.) планируют повышать выплаты. А отчисления ныне работающих граждан не позволяют обеспечить достаточные суммы и для текущих и для последующих выплат. Поэтому обязательства перед новыми пенсионерами будут уменьшаться.
Речь идет об общей сумме потенциальных выплат за все годы будущей пенсии?
Да. В первую очередь это касается страхового стажа. За счет его повышения опосредовано повышается пенсионный возраст. У человека будет 3 варианта: нарабатывать недостающий стаж сверх пенсионного срока (касается, в первую очередь граждан, не имевших работы в 90-ые годы), покупать страховой стаж или получать социальную пенсию.
Читайте также: Пенсионная реформа: как украинцы смогут заработать на высокую пенсию
К чему приведет уменьшение коэффициента замещения?
Коэффициент замещения показывает размер пенсии в соотношении с заработной платой с которой уплачивался единый социальный взнос (ЕСВ). Например, раньше женщинам начинали выплачивать пенсию с 55 лет и ее размер составлял 60% от той зарплаты, с которой платили ЕСВ.
Новые пенсионерки будут выходить на пенсию в 60 лет и размер их пенсий будет не 60%, а 35% и меньше от их заработных плат. Знаю, что президент давал указание не менять коэффициент замещения, но не получилось. Иначе тогда обязательства перед новыми пенсионерами сохранились бы на более высоком уровне. А это чревато ростом общих пенсионных выплат и увеличения их доли в ВВП. МВФ сказал — нельзя.
Если срок выхода на пенсию увеличивается, то, по идее, должны уменьшаться расходы Пенсионного фонда и со временем тот может накопить хоть какой-то запас?
Не получится. Во-первых, Верховная Рада снизила налоговое давление на работающее население до 22% ЕСВ. И Кабмин не сможет выполнить текущие обязательства при таком уровне налога и на фоне демографической ситуации. По всем демографическим подсчетам, у нас 15 -17 млн. работающих граждан и 12 млн. пенсионеров. Отток трудовых ресурсов идет постоянно. Более 5 млн. человек на заработках за границей.
Поэтому правительство столкнулось с дилеммой — увеличивать налоги или уменьшать обязательства перед пенсионерами. При солидарной системе этой дилеммы избежать нельзя. Поэтому Кабмин должен был продумать программу, как замещать те суммы, которые теряют пенсионеры. А это отдельная тема накопительной системы. О ней проекте даже не вспомнили.
Читайте также: Пенсии снизятся, а пенсионный возраст вырастет: как спасти пенсионную систему Украины
Меняется ли что-то в системе покупки страхового стажа?
Изменений нет. Но подходы к «покупке» стажа надо менять. Потому что, покупка стажа в ПФ сегодня, не гарантирует объем услуг, на которые рассчитываем в будущем. Сейчас, средства тех, кто покупает стаж, а такие люди есть, поступают на расчетный счет ПФ и расходуются. А украинцам остается только изучать меняющееся пенсионное законодательство.
Сегодня формула начислений одна. Завтра ВР примет проект Кабмина, и те, кто имеет 30 лет стажа, уплачивая ЕСВ в этот период, «покупая», условно, пенсию по старой формуле, получат выплаты по новой формуле. Хотя и не «покупали» пенсионные обязательства государства по этой формуле. То есть, когда мы платим налог, то не знаем, что получим на выходе в будущем.
И как это можно изменить?
Казначейство или Минфин могли бы выпустить, скажем, пенсионные ценные бумаги — некий опцион на будущие пенсионные выплаты. Посредством их реализации между человеком и государством как бы подписывается индивидуальный договор, что Украина обязуется при достижении гражданином пенсионного возраста, выплачивать ему ежемесячно какую-то сумму пожизненно.
Минфин учитывал бы эти средства в своих долгосрочных обязательствах и обслуживал бы как любые иные долги. Тогда каждый украинец, как МВФ, например, стал бы донором страны. Необходимо выходить за рамки ПФ и создавать другие инструменты.
Читайте также: МВФ раскритиковал пенсионную реформу: что будет дальше
Возвращаясь к проекту пенсионной реформы как в нем прописана индексация пенсий в будущем?
Она предусмотрена, но не жесткая. Мы предлагали прописать синхронную динамику роста пенсий и зарплат. Пусть даже будет предусмотрено, что пенсия составляет 25% от зарплаты, но каждый месяц/квартал/год (вариант можно было обсуждать), она должна индексироваться согласно росту зарплат. Кабмин на это не пошел. Никто из политиков не согласится не откажется от рычага влияния на электорат.
Они предложили инструмент индексации, частично зависящий от роста зарплат, инфляции, наличия денег в бюджет. Т.е. Кабмин в ручном режиме, привязываясь к каким-то макроэкономическим показателям, будет вести индексацию как ему удобно. Жесткой экономической формулы защиты интересов людей нет. По сути, власти ставят условие — сегодня украинцы платят 22% ЕСВ, а сколько будет платить ПФ правительство решит потом.
Могут ли будущие пенсионеры, которые сегодня получают хорошие зарплаты, и, соответственно, платят немалые суммы ЕСВ, рассчитывать, что их пенсии будут больше, чем у тех, кто зарабатывает меньше?
Дифференциация пенсий при солидарном уровне снижается до такого размера, что многие эксперты сегодня уже говорят: принцип дифференциации не стоит даже сохранять.
Можно, например, платить всем по 3 тыс. грн. Предлагаемая система дифференциации нивелирует зависимость от выплат по ЕСВ и страхового стажа. И все идет к уменьшению размера пенсий.
Будут ли пересматриваться граничные уровни пенсий?
Устанавливается максимальный порог. Но так как прописывается «подтягивание» выплат тем, кто получает мало к более высокому уроню, то люди, которые платят ЕСВ с больших зарплат, получить пенсию свыше 10,5 тыс. грн. не могут, потому что есть верхнее ограничение.