Чем обернутся для украинского бизнеса антиофшорные законы
Ранее Domik.ua писал об офшорном скандале в Украине .
Идею борьбы с незаконным выведением средств с помощью офшорных компаний можно приветствовать, если ее реализация не принесет вреда. Тем не менее, анализ проекта оставляет много вопросов, а его принятие потребует внесения изменений в несколько десятков нормативно-правовых актов. Об этом UBR.ua сообщила старший юрист юрфирмы "Лавринович и Партнеры" Инна Рудник,
В свою очередь партнер ЮФ "U&G partners" Евгений Огарков отмечает, что нечеткая законодательная формулировка самого термина "офшор", в том числе в двух предложенных проектах, позволит найти лазейки для их обхода. "Речь прежде всего о том, что режим благоприятствования иностранным инвестициям может носить как долгосрочный, так и временный характер", — сказал юрист.
Напомним, законопроектом "О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях" предлагается для снижения привлекательности использования офшорных компаний в странах, с которыми Украина заключила договор об избегании двойного налогообложения, ввести офшорную пошлину.
Такая пошлина будет применяться к финансовому результату конкретной сделки, одним из участников которой является либо сама офшорная компания, либо резидент, ей подконтрольный. "Налоговая дискриминация офшорных компаний применяется во многих странах и является достаточно эффективной, поскольку теряется основная идея использования подобных компаний — минимизация налогообложения", — поясняет Инна Рудник.
Читайте также: Какие услуги банкиры оказывают VIP-клиентам из-под полы
В частности, законопроект предлагает использовать правила устранения двойного налогообложения только в том случае, когда резидент докажет экономическую целесообразность уплаты налога в офшорной зоне. При этом, как отмечает юрист "Лавринович и Партнеры", процедура доказывания остается не до конца раскрытой, что позволит контролирующим органам не принимать во внимания доводы компании, которая хочет избежать двойного обложения налогами.
![]()
Как результат, по мнению Евгения Огаркова, предприниматели будут регистрировать свои активы в иностранных юрисдикциях, которые не будут подпадать под определение "офшор".
Отдельно юристы отмечают сложность применения будущего закона, в первую очередь, в концептуально новом подходе, сложной терминологии, которая ранее не использовалась в налоговом праве (налоговый суверенитет, банк-оболочка, зависимая территория, политически значимая личность).
Помимо того, что документ сложный для восприятия, его реализация потребует времени и финансовых расходов. Проектом предлагается создать открытый Реестр офшорных юрисдикций, запретить приватизацию имущества, аренду земли, концессию, государственно-частное партнерство при участии офшорной компании. Некоторые из договоров после вступления закона в силу будут считаться ничтожными (не влекущими никаких правовых последствий).
Офшорным компаниям запретят быть собственниками теле-, радиокомпаний, а действующих лишат лицензий. "Логично, что такие жесткие меры могут навредить многим действующим предприятиям и их контрагентам. При этом, не предоставляется никакого переходного периода, на протяжении которого резиденты, связанные с офшорными компаниями, смогут адаптировать свою работу согласно требованиям нового закона с минимальными убытками", — отмечают в ЮФ "Лавринович и Партнеры".