Что и как продает Фонд гарантирования вкладов?
Ранее Domik.ua рассказывал, как Фонд гарантирования вкладов начал продажу имущества банков банкротов .
На данный момент среди подопечных Фонда гарантирования вкладов насчитывается 70 неплатежеспособных банков, 65 из которых проходили ликвидацию. В пяти банках – «Кредит», «Авант-Банк», «Укринбанк», «Софиевский» и «Финансовая инициатива» – работает временная администрация. Продажа активов неплатежеспособных учреждений является важным источником пополнения ликвидности Фонда и получения средств для выплат компенсаций вкладчикам.
За весь 2015 год ФГВ продал активов на 986,4 млн гривен, при балансовой стоимости имущества в 2,7 млрд гривен. Среди этих активов – права требования по кредитам, основные средства и другое. «Это недвижимость, машины. Автомобили имеют очень серьезный рост стоимости на торгах от стартовой цены. Около 40% – кредиты по реальному имуществу. Еще часть проданного – имущественные права на товары в обороте, права на продажу и так далее», – рассказывает заместитель председателя ФГВ Андрей Кияк.
Соотношение проданных активов к их балансовой стоимости в прошлом году составило 21% по кредитам и 68,8% по основным средствам. Для сравнения – в 2013-2014 годах этот показатель составлял по кредитам 2,48%. В частности, продаются кредиты, под залог которых закладывались комплексы и квартиры в зоне АТО и в Крыму.
Читайте также: Банкиры рассказали, как сильно может подорожать доллар
Среди покупателей практически нет банков. «Мы максимально информируем их о сделках, начиная от имущества и отделений, и заканчивая в принципе кредитной массой. Мы всегда ждем, чтобы банки подписали договор о конфиденциальности и вступили в торги. Но примеров сделок с участием банка не много», – говорит Кияк. Наиболее часто покупателями выступают факторинговые компании и финансовые компании. Насколько они аффилированы с банками – в ФГВ не уточняют, говоря, что скорее всего это не связанные между собой лица. Среди банков, которые по информации Forbes принимают участие в торгах, – ОТП, Альфа-Банк, ТАС и другие.
Активы, по данным ФГВ, продавались по цене выше той, что была определена оценщиками. Например, по кредитам общая оценка составила 325,5 млн гривен, а выкупили эти портфели за 426,6 млн.
«Мы выступаем в качестве финкомпании, предоставляя услуги факторинга. Сотрудничаем с Фондом уже на протяжении года. Мы выкупали портфели долгов физических и юридических лиц перед банками – приобретали права требования. Мы выкупаем долги для того, чтобы должники могли погасить этот долг с учетом реструктуризации. Зарабатываем на комиссионных. Так как Фонд является держателем задолженности на 400 млрд гривен, у нас есть возможность выбрать себе активы с тем дисконтом, который нам выгоден», – так поясняет механизм взаимодействия с ФГВ один из покупателей, директор финансовой компании «Эксперт» Александр Боднарчук.
Есть и другие отзывы о ФГВ, правда, анонимные. К слову, ни один из критиков работы Фонда не решился выступить публично, объясняя это тем, что критика в СМИ усложнит участие в торгах. «У нас нет возможности провести оценку имущества. Но при этом нужно внести 10%-ную невозвратную предоплату за участие в торгах – хотя процедура непрозрачная. Информации из «комнаты данных» недостаточно, чтобы понять, в каком состоянии имущество», – говорит один из банкиров.
Читайте также: Бездонные бочки: стали ли меньше воровать в госкомпаниях
Еще одна претензия к Фонду – искусственно нагнетаемая высокорисковость: «ФГВ не предоставляет обычные для таких сделок гарантии, что создает высокий риск для покупателя, – говорит собеседник Forbes. – Торги проходят непрозрачно».
«Как торги могут идти не прозрачно, если они – электронные? Всю информацию мы предоставляем желающим, у них есть по две недели для оценки актива. Я допускаю, что со стороны ликвидаторов могли быть [спорные] моменты по раскрытию информации. Но тогда нужно жаловаться на ликвидатора. Мы уже четырех ликвидаторов убрали из-за подобных фактов», – парирует Кияк.
И напоминает, что до 1 января 2016-го за продажи отвечали ликвидаторы банков, тогда как с Нового года торгами занимается напрямую Фонд. «Есть человеческий фактор, и проверить ликвидатора на факт сговора я не могу. Хотя именно ликвидатор согласовывал биржи до 1 января. Оценить качество работы можно было только по итогам торгов», – говорит Кияк.
Еще одно обвинение в адрес Фонда связано с биржами, через которые проходит продажа активов. Участники рынка намекают, что процесс отбора площадок имеет в себе коррупционную составляющую. Впрочем, есть вопросы и к самим биржам. Так, при продаже имущества CityCommerceBank одна из бирж выставила на торги свое предложение за 3 млн гривен. Фонд посчитал такую оценку заниженной, снял имущество с торгов, перевел на другую биржу – и там продал за 7 млн гривен. После чего в адрес руководства Фонда начали поступать угрозы, в том числе – через правоохранительные органы.
Всего ФГВ работает почти с двумя десятками активных биржевых площадок, 4-5 из которых считает эффективными. Но в этом году ситуация изменится: Фонд создает единую торговую систему. По официальной версии – для минимизации недобросовестной конкуренции между торговым площадками.