Донецкое метро: проблемы и перспективы. Часть 2
Итогом 13 лет строительства метро является прохождение всего километра донецкой подземки.
Однако вследствие хронического недостатка финансирования его состояние характеризуется специалистами как неудовлетворительное. Изрядно затянувшееся строительство метрополитена в Донецке привело к появлению ярых противников его продолжения, утверждающих, что продолжение строительства – дело неблагодарное, ставящее город перед угрозой финансового и экологического кризиса. А дабы упредить отрицательные последствия от реализации «бесполезной авантюры», противниками донецкой подземки было предложено провести общественную экспертизу эффективности затраченных средств и определиться по поводу еще предстоящих затрат.
«За» и «против» продолжения строительства
Бесспорно, для вынесения взвешенного решения относительно того, нужно ли Донецку свое метро, на сегодняшний день необходим тщательный анализ всех «за» и «против» строительства донецкой подземки.
«За» строительство донецкого метро:
«Против» строительства:
Чьи аргументы – сторонников или противников донецкого метро перевесят – пока неизвестно. Очевидно одно: любое решение, связанное с подземкой, должно опираться на технически и экономически обоснованные суждения (а не быть сиюминутным политическим ходом, что, к сожалению, не раз имело место), приниматься с привлечением широкого профиля специалистов и общественности.
Что год грядущий нам готовит?
Рассчитывая программу 2006 г., специалистами определен минимум госбюджетных средств, размер которых составил 59 млн. грн. Эта цифра, защищенная Донецким городским головой и его заместителями в Кабинете Министров, безусловно, недостаточна. За 2006 г. донецкий метростроители готовы освоить 70-80 млн. грн. Среди основных нужд строящегося метрополитена на этот год – необходимость отселения жителей ветхих домостроений на территории, предназначенной для строительства инженерного корпуса, закупка двух дополнительных проходческих щита (для ускорения проходки тоннелей), требующие значительных капитальных вложений. Однако, несмотря на то, что еще осенью прошлого года Кабинет Министров предлагал Верховной Раде в 2006 г. увеличить финансирование Министерства транспорта и связи до 806,764 млн. гривен (что на 46,1% превысит соответствующий показатель 2005 года) и в качестве субвенции местным бюджетам на строительство метрополитенов в Харькове, Донецке и Днепропетровске направить 186,5 млн. грн., защищенная донецкими городскими властями цифра была заметно урезана. В последнюю неделю декабря минувшего года с бюджета Донецка по непонятным причинам было снято 34 млн. грн., строящемуся метро в результате выделено фактически лишь 25 млн. грн.
Общая сумма запланированных средств бюджета развития горбюджета на строительство и развитие сети метрополитена на текущий год составляет 3 млн. грн. Для сравнения: запланированная в прошлом году сумма на эти нужды составляла 5 млн. грн. Кроме того, в минувшем году государственному предприятию «Донецкая дирекция строящегося метрополитена», согласно решению донецкого горсовета, на период с 1 июля и до конца года были предоставлены льготы по оплате за землю в части, подлежащей зачислению в районные бюджеты.
Любопытно при этом, что согласно Программе социально-экономического развития города Донецка на 2006 г., выделение средств на продолжение строительства метрополитена в областной столице планировалось в объеме 8 млн. грн. (а в целом ожидаемое финансирование на текущий год из трех источников (государственный, областной, городской бюджеты), в соответствие с Программой, составляет 90 млн. грн.).
Что касается областного бюджета, то на продолжение строительства донецкого метро в этом году, как и запланировано в Программе социально-экономического развития города Донецка на 2006 г., из него будут выделены средства в размере 23 млн. грн.
Елизавета Жданко