Дунай судоходный: мифы и реальность
Жизнь покинула украинскую Венецию - небольшой город Вилково, который находится в дельте Дуная.
Совсем недавно в этом городе кипела бодрая торговля, но сейчас его мертвецкую тишину нарушают лишь редкие туристы. И все-таки местные жители лелеют надежду, имя которой - Дунай, водный путь к Черному морю.
"С восстановлением эксплуатации судоходного водного пути через Быстрое, устье Дуная, украинское правительство стремится вдохнуть жизнь в этот экономически депрессивный район. Жители Вилково и их соседи приветствуют это своевременное решение", - пишет в статье "Восстановление украинского судоходства на Дунае: мифы и реальность" министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.
С 1994 года регион Быстрого был закрыт для навигации, что привело к угнетению местной экономики и обнищанию населения, поскольку благосостояние 250 000 жителей области всегда зависело от перевозки товаров. Украинская дельта – дом для пяти торговых портов с общим тоннажем 20 млн. тон в год, с одной верфью и двумя судостроительными доками. Дунайское судоходство с самого начала было основано, чтобы работать исключительно в области Дуная и Черного моря.
За последние десять лет местная экономика испытала резкий спад, поскольку перевозка грузов снизилась до четверти от предыдущего уровня. Вследствие этого резко обострилась социальная ситуация, возрос уровень безработицы, и люди начали покидать область.
Константин Грищенко подчеркивает, что "СМИ пестреют неточной и упрежденной информацией относительно создания канала. Разрешите уверить вас, что никакого канала или каких-то других искусственных сооружений в регионе не строится. Украина просто развивает существующие естественные притоки Дуная (Быстрое и Килия), которые приспособлены для судоходства".
"Проект имеет две стадии. Первая из них предусматривает работы по углублению дна на морской мели сопредельной с буферной зоной биосферного заповедника, и эти работы практически не будут иметь неблагоприятных последствий для окружающей среды. Вторая стадия, запланирована на 2005-2007 гг., будет проведена только после детального исследования, учитывая и результаты влияния на окружающую среду после первого этапа проекта", - пишет в своей статье министр иностранных дел.
По его словам, "Украина чрезвычайно ценит естественную красоту этого края. После рассмотрения десяти разных вариантов, включая продолжительные и горячие публичные дебаты и всесторонние природоохранные научные исследования, настоящий проект был избран с целью минимизации возможного влияния на окружающую среду. Принимая это решение, Украина искала пути гармонизации этого проекта с требованиями природоохранной политики Европейского Союза и принципами стойкого развития".
"На протяжении прошлого века из-за односторонних и не скоординированных шагов Румынии, распределение течения Дуная изменилось абсолютно, в пользу Румынии, пишет далее Грищенко. - В 1895 году Украина имела 70% общего потока, тогда как в 2000 году эта часть сократилась до 53%. Сегодня мы продолжаем терять 3-4 % водного потока каждый год.
Это перераспределение состоялось не из-за естественных процессов (природа работает в пользу Украины, стараясь восстановить настоящее направление течения), а из-за продолжительных и постоянных гидротехнические работ, которые осуществлялись властями Румынии без информирования об этом Украины. Как свидетельствуют документы, Украина сообщила Румынии о намерении восстановить работу дунайского канала в октябре 2003 года и не получила никакой реакции до мая 2004 года.
Фактически, на протяжении последнего десятилетия мы утратили большую часть навигационной глубины в украинской части дельты, что заставило нас искать выход из ситуации, который бы разрешил нам восстановить навигационные условия, которые существовали раньше.
Кроме того, деятельность Румынии имела неблагоприятное влияние на нашу экологическую ситуацию, включая: занесение илом некоторых протоков речки, озер и пойм Дунайского бассейна, ухудшение условий для флоры и фауны и повышения уровня сероводорода в воде".
Местные жители утверждают, что именно в последнее десятилетие уменьшилось количество птиц и рыбы, и это несмотря на приостановление в этот период всей навигационной и промышленной деятельности в украинской зоне и создание Дунайского биосферного заповедника.
"Нам хорошо понятны голоса беспокойства, которые раздаются со стороны наших соседей, хотя, по сути, дело имеет больше экономический, чем экологический характер, - отмечает министр иностранных дел Украины Константин Грищенко в своей статье "Восстановление украинского судоходства на Дунае: мифы и реальность". - На протяжении нескольких последних лет Румыния создала эксклюзивную монополию на навигацию в дельте Дуная. Открытие альтернативного водного пути восстановит конкуренцию, которая сделает значительно более дешевое движение водного транспорта из Европы в Черное море и наоборот. Это будет сделано в полном соответствии к высочайшим международным стандартам защиты окружающей среды.
Отрицательные эмоции, которые активно выплескиваются румынскими политиками для того, чтобы привлечь внимание к их патриотическим мандатам во время президентских выборов, не направлены на реализацию полезных целей. Единым выходом для Украины и Румынии остается урегулирование этого вопроса в духе взаимного уважения и понимания. Мы готовы принять приемлемое решение, которое обосновывается таким подходом".