Экономика знаний: какой должна быть стратегия развития страны
Сначала, в 1990-е, так называемые «красные директора» и «новые украинцы», а потом олигархические ФПГ стали адептами «ручной» экономики, в основе которой лежало материальное производство товаров на фоне полного непонимания роли и важности инноваций. В результате мы имеем дело с отсталой неконкурентоспособной экономикой, ориентированной на добычу и обработку сырья, низкие стандарты жизни, социальную нестабильность и т. п.
Недавно Domik.ua писал о прогнозах роста украинской экономики в 2016 году .
Еще один фактор, во многом объясняющий отток мозгов из Украины, а с другой стороны – показывающий, где у нас есть не реализованная до сих пор возможность для развития экономики страны: ВВП государства напрямую зависит от уровня развития человеческого капитала. Если посмотреть на кривую зависимости, то страны с таким же уровнем развития человеческого капитала (индекс Украины – 76,21, в соответствии с данными ООН) имеют средний ВПП на душу населения около $30 000, а уровень ВВП Украины почти в четыре раза меньше.
Это результат отсутствия инвестиций в высокотехнологичные производства и эксплуатация ресурсов страны в качестве сырьевого придатка в глобальном value chain. Последствия очевидны: с одной стороны, минимальная добавочная стоимость, отсутствие перспектив развития и сырьевой придаток в глобальной экономике, с другой – высококвалифицированные кадры не могут себя реализовать в такой сырьевой системе (лес рубить, зерно продавать, окатыши катать и янтарь воровать – много квалификации не надо), и вынуждены уезжать за границу в поисках квалифицированной работы, достойной оплаты и возможности личностного и карьерного роста.
С момента обретения независимости Украина превратилась в стабильного донора интеллектуальных ресурсов для развитых стран мира (США, Израиль, Германия, Канада и др.). Начиная с 1992-го по 2002-й страну покинули 574 передовых ученых, 60% из которых были докторами физико-математических, медицинских и технических наук.
Этот нереализованный интеллектуальный потенциал и есть скрытым активом роста экономики Украины – инвестиции в развитие высокотехнологичных индустрий позволят задействовать уникальный человеческий капитал и дать скачок в росте ВВП и благосостоянии населения.
Читайте также: Кредитуйте себя сами: Какие выгоды и риски новой банковской программы
На таком фоне бурное развитие ІТ-индустрии выглядит светом в конце туннеля. Залог успеха ІТ кроется в нескольких факторах:
- по своей сути этот сектор отличается от традиционной, и в первую очередь тем, что производит нематериальный товар, основанный на знаниях;
- не управляется олигархическими ФПГ, поэтому развивается в относительно свободном экономическом режиме;
- яркий пример самоорганизации – эволюция «снизу» в условиях благоприятной среды и наличие интеллектуального капитала.
ІТ-индустрия служит своего рода маленькой копией экономики знаний – экономики, в основе которой лежит нематериальное производство. Драйверы роста – знания и носители этих знаний, интеллектуальный капитал. Именно по этой шкале в ближайшем будущем будут оценивать богатство страны. Продукты такой экономики становятся катализаторами позитивных изменений во всех без исключения сферах. А для нашей страны они, возможно, единственный способ выйти из утопической воронки сырьевой экономики.
Итак, как нам построить такую экономику? Всемирный банк (согласно исследованию, Украина занимает 56-ю строку в списке стран по развитию экономики знаний) выделяет основные фундаментальные блоки: экономический режим, информационно-телекоммуникационная (ИКТ) инфраструктура, инновационная экосистема, образование.
Такая декомпозиция позволяет рассмотреть и кратко описать порядок первоочередных действий.
Экономический режим (качество регуляторной и тарифной политики, наличие барьеров, уровень общеэкономической свободы, уровень развития предпринимательства, уровень правоприменения). Во главу угла ставится защита частной собственности как материальной/монетарной, так и интеллектуальной. Соответственно, верховенство права рассматривается как фундаментальное условие развития любого бизнеса. Далее необходимо построить рыночную экономику, избавиться от монопольного и олигархического ручного управления. Не менее важно провести не просто дерегуляцию, а создать «умную» регуляторную систему, которая не будет ограничивать и создавать коррупционные барьеры, а обеспечит потребности малого и среднего бизнеса.
ИКТ-инфраструктура (степень развития базовой среды распространения и обработки информации и знаний). Каналы передачи данных для экономики знаний являются необходимыми условиями сродни развитию транспортной сети для традиционной экономики. Украина же по части внедрения и развития современных ИКТ-технологий значительно, минимум на 10 лет, отстает от ведущих стран.
Такое состояние дел отчасти стало результатом фрагментации системы управления отраслью. С другой стороны – это яркий пример того, как монополия «Укртелекома» на 3G привела к застою рынка, коллективной безответственности и инерционности в принятии важных решений внедрения новых технологий в стране. Необходима консолидированная профессиональная политика государства по части развития информационной инфраструктуры, потому важным этапом должна стать административная реформа по консолидации системы управления ИКТ.
Инновационная экосистема (степень развития сети исследовательских центров, инновационной экосистемы, эффективность системы защиты прав интеллектуальной собственности). Исследовательские центры и многочисленные НИИ зачастую даже не доводят свои разработки до прототипа, и дальнейшая их коммерциализация не проводится. Отчет Счетной палаты за 2015 год по анализу использования бюджетных средств на развитие научных исследований и количеству их коммерциализации показал крайне негативный результат. Выделенные на научные исследования бюджетные средства были использованы не по назначению и просто «проедались» – уходили на зарплаты сотрудников многочисленных НИИ.
Причина – в безграмотном и неэффективном управлении, а также в отсутствии развитой системы взаимодействия между наукой и потребностями бизнеса. В Украине практически отсутствуют ТТО (technology transfer office) – центры обмена/коммерциализации технологий. Для экономики знаний характерно повышенное внимание к вопросам создания добавленной стоимости за счет использования интеллектуальной собственности (ИС), система защиты и охраны которой в Украине пока что не способствует расцвету интеллектуально ориентированной экономики. Реформа сферы государственного управления ИС уже началась, но на повестке дня – все еще актуальный вопрос относительно реформы управления инновациями в Украине.
Образование (наличие образованного и профессионально подготовленного населения, способного создавать, распределять и использовать знания). Относительно высокая оценка по этому показателю (21-я позиция) вселяет определенный оптимизм, поскольку именно интеллектуальный капитал Украины – точка роста для всей экономики. Но важно понимать и другое: что в условиях открытого рынка и границ, при условии отсутствия экономических свобод и удовлетворительных социальных стандартов, наш человеческий капитал станет точкой роста для чужих экономик.
Читайте также: Ликбез для НБУ: как обеспечить финансовую стабильность
В то же время система образования требует постоянной актуализации – формы, способы и содержание обучения, которые были эффективны еще десять лет назад, не являются таковыми сегодня. Поэтому для поддержания уровня подготовки интеллектуального капитала необходима модернизация и адаптация системы образования (особенно высшего) под требования рынка, и не только внутреннего: отмена государственного заказа, создание рыночного подхода в формировании образовательного продукта и создание конкуренции за студентов.
На внешнем рынке наши высшие учебные заведения пока считаются очень слабыми конкурентами в сравнении не только с первой десяткой мировых лидеров (Стенфорд, Оксфорд, Гарвард и т.д.), а и с первой сотней.
В рейтинг World University Rankings 2015/2016 вошли только шесть украинских университетов: Киевский национальный университет им. Шевченко (позиция 421-430); Харьковский национальный университет им. Каразина (позиция 491-500); НТУУ Киевский политехнический институт (позиция 551-600); Донецкий национальный университет и НТУ «Харьковский политехнический институт (позиция 700+); Сумской государственный университет (позиция 701+).
Однако все очерченные выше шаги могут быть сформулированы и реализованы исключительно при одном условии, а именно – трансформации сознания (в первую очередь властьимущих), при понимании и оценке того факта, что успех современного государства определяется не количеством заводов/пароходов/шахт и т.д., а способностью генерировать и коммерциализировать знания и информацию. А посему реформы для создания экономики знаний (или инновационной экономики) должны быть наиболее приоритетным направлением в экономической стратегии страны.
Комментарии посетителей