Госстрой хочет усилить влияние на рынок
Госкомстрой Украины инициировал изменения в законе о лицензировании строительных услуг.
Жертвами нового порядка могут стать фирмы-посредники, занимающиеся добыванием строительных лицензий, а также небольшие строительные компании.
Похоже, Госстрой посчитал, что может потерять контроль над быстро растущей отраслью, и решил усилить административное давление на рынок. Прежде всего, для этого предполагается решить две задачи: расширить штат прямых представителей комитета и лицензионной комиссии в регионах, а также потеснить частных посредников, прочно занявших свое место на рынке юридических консультаций и нормативной поддержки предприятий, претендующих на лицензирование. Фактором, способствовавшим подобному развитию регуляторной политики комитета, стало наличие на рынке слишком большого (по мнению чиновников) количества игроков. Аргументом стала и необходимость дополнительной заботы о безопасности как сотрудников строительных организаций, так и непосредственно тех, кому придется пользоваться плодами их труда.
Строителей стало слишком много?
Всего в Украине правом проектировать и строить обладают более 30 тысяч организаций. Более точного количества не могут назвать и в самом комитете: количество лицензиатов увеличивается еженедельно на 100-150 единиц. Теоретически, лицензию может получить любая группа профессиональных строителей. Для этого нужно просто подать заявление либо в соответствующий орган власти по месту регистрации, либо приехать в комиссию Госстроя. Все зависит от географии будущей деятельности — госстроевская лицензия, в отличие от региональной, действует по всей территории страны. Этим и обусловлена ее популярность. Тяготит чиновников только тот факт, что из-за своей чрезвычайной загруженности с выдачей лицензий у них совсем нет времени и человеческих ресурсов для того, чтобы проверять аккуратность выполнения лицензиатами даже минимальных требований.
Председатель лицензионной комиссии Госстроя Виталий Гречок утверждает, что теоретически, согласно закону, его структура имеет право проверять каждую организацию один раз в год. А практически получается, что на каждого члена комиссии приходится несколько тысяч таких объектов, и 365 дней не хватит даже для того, чтобы просто их всех объехать. Аннулирование выданных лицензий едва достигает 1% в год, хотя заслуживают такой участи гораздо больше строителей. Даже тот минимальный процент лишения лицензий происходит, большей частью, по просьбе самой компании в связи с ее закрытием. Отсутствие технической базы и персонала в должном количестве и необходимой квалификации, несоблюдение норм и правил строительства — минимальный список крупных нарушений, которые комиссия готова предъявлять очень и очень часто.
Бей посредников!
Госстрой не скрывает раздражения мощной прослойкой посреднических структур, которые зарабатывают на жизнь тем, что облегчают строителям процесс получения лицензий. Эти посредники готовы в короткий срок и в необходимых объемах обеспечить претендента всей необходимой документацией. Вплоть до официального подтверждения наличия в составе предприятия дефицитных, но обязательных по условиям лицензии квалифицированных кадров. Для этого, по словам председателя лицензионной комиссии, многие посредники сами содержат мощный штат не столько юристов, сколько аттестованных инженеров, сварщиков, газовиков и т. д. При подаче пакета документов в него просто вкладывается набор сертификатов и дипломов. А дальше, по ходу работы, предприятие справляется уже своими силами.
Впрочем, самый большой грех, в котором обвиняются фирмы-посредники, лишь в том, что их услуги обходятся клиентам от 2 до 10 тысяч гривен. В зависимости от сложности задачи. Не то чтобы Госстрой сильно переживал за деньги строительных компаний, просто обидно, что зарабатывают чужие. При комитете создана дочерняя структура, которая занимается аналогичным бизнесом. Причем тарифы на ее услуги в целях расширения присутствия на рынке существенно ниже расценок других посредников. Таким образом, если законодательные поправки пройдут, можно быть уверенным, что бизнес посредников прогнозировано осложнится.
Концентрация власти
Кроме того, поправки должны существенно усилить роль Госстроя в строительной жизни регионов. Сейчас контрольные полномочия местные власти могут делегировать любой своей структуре. В комитете считают, что, замкнув всю систему на себя, им будет легче делать выводы: какому из предприятий продлевать лицензию по истечении срока, а кого попросить подготовить дополнительный пакет документов. Крупным строительным фирмам в этом плане ничего не грозит: лицензирование хоть и считается рычагом влияния, но вряд ли подействует на строительные корпорации с объемными бюджетами. Опасаться, а вернее, готовиться к дополнительным расходам, и возможно, даже к потере бизнеса следует, скорее всего, тем десяткам тысяч небольших предприятий, которые уютно себя чувствуют в нише небольших строек.