Инвестиционный климат и экономическая активность в стране
Однако 2015 год демонстрирует замедление оттока иностранного капитала и постепенное возвращение интереса иностранных инвесторов.
Ранее Domik.ua рассказывал о том, какие отрасли будут интересны иностранным инвесторам в нынешнем году.
Чтобы продолжить позитивные изменения Украине, в первую очередь, стоит сконцентрироваться на улучшении условий ведения бизнеса. Немедленного реформирования требуют процедуры подключения к электроснабжению, получение разрешений на строительство и разрешения неплатежеспособности, ведь по этим факторам Украина относится к числу отсталых стран.
Инвестиционная активность характеризует экономическое развитие страны, и является движущей силой всех инновационных процессов. Основой для оказания влияния на инвестиционную активность в стране является формирование ее инвестиционного климата и имиджа в мире.
Инвестиционный климат и экономическая активность в стране определяется определенным набором факторов. В Украине действует много важных факторов, которые мешают ведению бизнеса в стране и формируют негативный инвестиционный климат, таких как нестабильная экономическая и политическая ситуация, военные действия на территории страны, высокий уровень коррупции. Результатом действия этих факторов стало существенное уменьшение в 2014 году объема иностранных инвестиций в страну (более чем на 20%), а также закрытие большого количества работающих предприятий и значительное замедление создания новых, что в сумме дало уменьшение количества предприятий на 5%. Динамика этих процессов за последние 3 года представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Изменение совокупного объема иностранных инвестиций и активных предприятий в Украине
* Данные 2015 года отсутствуют. Источник: //www.ukrstat.gov.ua/
Однако 2015 год демонстрирует замедление оттока иностранного капитала из украинской экономики и постепенное возвращение интереса иностранных инвесторов к Украине. Продолжение позитивных изменений по приведенным на рис.1 показателям должно стать ключевым рычагом для дальнейшего развития экономики страны. Одним из основных факторов, который влияет на эти изменения, является то, что в стране начали внедряться реформы по улучшению условий ведения бизнеса, защиты прав инвесторов и владельцев предприятий.
Общее состояние нормативно-правового обеспечения регулирования ведения бизнеса, а также степень выполнения принятых законов отображается в индексе легкости ведения бизнеса, который ежегодно рассчитывается Всемирным банком в рамках проекта "Doing Business" с 2002 года.
Этот индекс пользуется особым вниманием международных инвесторов при определении предпринимательского и инвестиционного климата в стране и служит весомым критерием при выборе страны для вложения своего капитала в ее экономику (корреляция между позицией страны по индексу и объему иностранных инвестиций, а также количеством открытых новых бизнесов в стране близка до 0,5).
То есть инвесторов гораздо больше привлекают страны с простыми условиями ведения бизнеса. Граждане страны также значительно активнее создают собственные бизнесы, развивают малое предпринимательство, если государством им обеспечено благоприятные условия для этого.
В результате реформирования большинства факторов, влияющих на условия ведения бизнеса, и которые учитывает Всемирный банк при расчете индекса легкости ведения бизнеса, Украина за последние три года значительно улучшила свою позицию в мире по этому индексу. Так, по сравнению с 112 местом в 2013 году произошел подъем до 83 места по состоянию на июль 2015 года, то есть рост рейтинга на 29 позиций.
Что же включает Всемирный банк в этот индекс? По методологии Всемирного банка, легкость ведения бизнеса состоит из 10 индикаторов, позиции Украины по которым на конец 2015 года представлено на рис. 2.
За последний год улучшение позиции Украины по индексу удалось обеспечить, прежде всего, за счет упрощения процедуры регистрации предприятий и, как следствие, перемещение Украины по этому индикатору на 40 ступенек ближе к лидерам. Благоприятной составляющей ведения бизнеса в Украине является процедура получения кредитов.
Читайте также: Веселые качели: что происходит с акциями украинских компаний
Рисунок 2. Позиция Украины на конец 2015 — первую половину 2016 по индикаторам индекса легкости ведения бизнеса
Источник: //www.doingbusiness.org/rankings
Но еще много сфер не обеспечивают комфортное ведение бизнеса. Больше всего мешают предпринимателям процедуры решения неплатежеспособности, получение разрешений на строительство и подключение к системе электроснабжения.
Остановимся на процедуре решения неплатежеспособности, которая является наихудшей составляющей рейтинга для Украины. Однако, в то же время, она является одной из основных условий для привлечения инвесторов в экономику страны, поскольку начиная свой бизнес, или вкладывая свой капитал в уже существующий бизнес нужно знать, что в случае неудачи можно так же легко забрать свой капитал без больших рисков и страна-реципиент инвестиций защитит на законодательном уровне инвестора-капиталодателя. Итак, очевидна необходимость улучшения этой составляющей, что должно обеспечить принятие нового закона о банкротстве.
Всемирный банк при исследовании процедуры решения неплатежеспособности изучает эффективность нормативно-правовой базы, применяемой к процедурам ликвидации и реорганизации предприятия. Данные для индикатора определяются по результатам опроса местных специалистов по вопросам неплатежеспособности и проверяются путем изучения законов и других нормативно-правовых актов, а также общедоступной информации о процедуре решения неплатежеспособности. Рейтинг стран по этому индикатору определяется на основе показателя удаленности от "передового рубежа", то есть от лучшего результата. Удаленность каждой страны от "передового рубежа" измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 представляет худший результат, а 100 — "передовой рубеж" [2].
По методологии Всемирного банка в анализе процедуры решения неплатежеспособности исследуется 9 составляющих. На рис. 3 отражено состояние этих составляющих для Украины по сравнению с лидером по процедуре решения неплатежеспособности — Финляндией.
Рисунок 3. Сравнение составляющих процесса решения неплатежеспособности для Украины и Финляндии по состоянию на июль 2015 года
Источник: //www.doingbusiness.org/
Общее отставание от "передового рубежа" в Украине является существенным (69%), что неудивительно при неудовлетворительном состоянии всех составляющих. После проведения анализа этих составляющих, мы видим, что в Украине в среднем только 8% средств возвращается кредиторам против 90% в Финляндии, а также эффективность законодательной защиты кредиторов низкая (регулирование участия и обеспечения прав кредиторов в процессе банкротства). Возврат средств кредиторами осложняется большой стоимостью и продолжительностью процесса решения неплатежеспособности в Украине. С точки зрения предприятий, признанных неплатежеспособными, процесс банкротства в Украине также является очень сложным и чаще всего приводит к ликвидации предприятия. Причиной для этого является неэффективное регулирование управления активами должника, то есть получения отсрочек платежей, получения кредитов на льготных условиях и проведения других мероприятий, направленных на избежание банкротства.
Причиной низкой позиции Украины в рейтинге по процедуре решения неплатежеспособности является низкая эффективность законодательства в этом направлении. Так, главным Законом, регулирующим процесс решения неплатежеспособности, является Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Он определяет все принципы проведения процедуры банкротства и права и обязанности участников этого процесса. Однако главным недостатком действующего законодательства является слишком высокая зарегулированность.
В качестве примера можно взять процедуру уведомления должником кредиторов о своей будущей неплатежеспособности с целью заключения мирового соглашения или принятия мер финансового оздоровления. Статья 6 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" регулирует процедуру досудебной санации, но сам Закон и подзаконные акты, которые были выданы различными органами власти за последние годы, сделали почти невозможным выполнение этой процедуры из-за введения большого количества обязательных бюрократических процедур [5]. При этом уголовная ответственность за сокрытие банкротства была отменена в 2011 году. В результате, компаниям гораздо проще не тратить много времени и денег на проведение данной процедуры. При этом, облегчение данной процедуры позволило бы увеличить количество предприятий, которые продолжили работать после проведения процедуры решения неплатежеспособности, а также уменьшить время на эту процедуру, ее стоимость и финансовые потери кредиторов.
Таким образом, при реформировании процедуры решения неплатежеспособности должников нужно обеспечить реформы всех составляющих этого процесса, в первую очередь направленных на его упрощение. Для этого также необходимо знать другие, косвенные факторы, которые оказывают влияние на легкость процедуры банкротства и, как следствие, на ведение бизнеса, но не включенные в методологию Всемирного банка при анализе процесса решения неплатежеспособности. На рис. 4 представлены косвенные факторы, самостоятельно отобранные нами среди индикаторов, которые рассчитывал Всемирный банк в 2014 году. Также считаем целесообразным включить в выбранные факторы индекс восприятия коррупции, рассчитанный по методике Transparency International за 2014 год. Отбор факторов проводился, руководствуясь собственным видением возможной значимости их влияния на индикатор, а также руководствуясь рассчитанной нами значимостью при проведении корреляционного анализа (р-значение
Читайте также: Что нужно знать о новых налоговых правилах и мировых ограничениях
Рисунок 4. Влияние косвенных факторов на индекс страны по процедуре решения неплатежеспособности (корреляция)
Источник: //data.worldbank.org/indicator, //www.transparency.org/cpi2014/results
Ожидаемо наиболее тесную связь с индикатором решения неплатежеспособности имеет уровень коррупции в стране, являющейся, в свою очередь, основной проблемой Украины. Ведь наличие законов не является обеспечением их исполнения, что очень часто подтверждается в нашей стране. И 142 позиция по уровню коррупции в мире никак будет вызывать доверие ни у резидентов Украины, ни у зарубежных инвесторов, какие бы хорошие законы не были.
Кроме того, существенным фактором, что приводит к банкротству субъектов хозяйствования, является падение спроса со стороны населения на товары и услуги вследствие уменьшения покупательной способности населения. Так, вследствие значительной девальвации гривны и, как результат, падения покупательной способности украинцев, многие предприятия были вынуждены закрыться из-за того, что низкий спрос на их продукцию не давал возможности получать достаточно доходов для расчета по своим обязательствам.
Итак, перед Украиной для улучшения инвестиционного климата стоит ряд задач. Одно из самых неотложных — это улучшение условий ведения бизнеса в стране. Требуют немедленного реформирования процедуры подключения к электроснабжению, получение разрешений на строительство и разрешения неплатежеспособности, ведь по этим факторам Украина относится к числу отсталых стран.
Для улучшения ситуации с последним индикатором новое законодательство о банкротстве должно содержать улучшения по всем составляющим данного индикатора: стоимость, время, результаты процедуры, обеспечение ее законности. Основными направлениями реформирования должно стать ее упрощение. Кроме того, для получения большей эффективности от внедрения реформ стоит уделить внимание таким факторам, как уровень защиты прав субъектов хозяйствования и, особенно, уровень коррупции, как основной фактор доверия инвесторов с законодательством страны.
Комментарии посетителей