Итоги 2015, Минздрав. Год реформ откатил страну на десятилетие
Ранее Domik.ua рассказывал, как изменятся украинские больницы в 2016 году .
Министерству здравоохранения Украины так не удалось начать медицинскую реформу, несмотря на то, что согласно правительственной программе, в течение 2015-2016 год Украина должна был перейти на страховую медицину. Именно это, по уверениям правительства, обеспечило бы повышение качества медицинских услуг и достойную оплату труда медиков. Сегодняшнее состояние украинской медицины можно охарактеризовать так: "помоги себе сам". Медицинская реформа является одной из самых востребованных в стране, ведь за все годы независимости никто так и не взял на себя смелость и ответственность заявить, какой именно должна быть национальная система здравоохранения.
Реформа Год назад, когда Александр Квиташвили только занял пост министра здравоохранения Украины, специалисты говорили о том, что для запуска глобальной реформы и перехода на страховую медицину уже в первом квартале нынешнего года необходимо внести изменения в украинское законодательство, а именно изменить две статьи Конституции и около восьмидесяти законов.
Вместо обещанных преобразований украинцы весь год наблюдали за противостоянием комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения и профильного министра, которое и остановило процесс изменений. Подводя итоги 2015 года, министр констатирует, что старт реформы медицины в Украине провален. Минздраву не удалось добиться принятия пакета законопроектов, целью которых была бы автономизация клиник и изменение их организационно-правового статуса и финансирования с гарантией сохранения сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. Именно это позволило бы создать конкуренцию между клиниками за пациента, улучшить качество медицинских услуг и открыть возможности для привлечения инвестиций в медицинскую отрасль. "Реформы в здравоохранении в Украине невозможны без адекватных изменений в законодательстве. Поэтому когда речь идет о глобальной реформе, нужно менять очень большое количество законов, и для этого нам нужна абсолютная поддержка в парламенте. Исходя из того, что только 35% правительственных законов проходит парламент, к сожалению, наши законы попали именно в 70%, поэтому реально начать фундаментальные изменения в управлении системой здравоохранения в этом году не удалось", — сказал глава Минздрава на итоговом брифинге в понедельник, 21 декабря.
Читайте также: Что поменялось в жизни украинцев?
За год работы парламент не принял ни одного законопроекта, который бы был действительно направлен на реформу здравоохранения. Успехи Министр считает большим успехом уже то, что Минздраву удалось выполнить 60-65% из запланированного. Среди достигнутых целей Квиташвили назвал передачу 60% бюджета госзакупок международным организациям, подготовку системы реимбурсации (возмещения стоимости) по инсулинам, которая должна заработать с 2016 года, а также разработку новых условий лицензирования медицинской практики, которые переданы на утверждение правительству и предусматривают упрощение условий для заявителей и возможности для развития государственно-частного партнерства, частного медицинского сектора и привлечения инвестиций. В свою очередь народные депутаты, которые саботируют принятие Минздравовских законопроектов, считают работу министерства неудовлетворительной. Как заявила на парламентских слушаниях глава комитета Ольга Богомолец, в частности потому, что только 60% госзакупок были переданы международным организациям, а почти половина осталась на старых коррупционных схемах. Что же касается автономизации клиник, без которой невозможна реформа здравоохранения, то хотя профильный комитет не против этого, однако, по словам Богомолец, депутаты сознательно заблокировали принятие законопроектов Минздрава без утверждения целостной концепции реформирования.
В профильном парламентском комитете считают, что за прошедший год Минздрав не выполнил большинства обязательств в сфере здравоохранения, предусмотренных соглашением коалиции депутатских фракций "Европейская Украина" и программой деятельности Кабинета министров. Дефицит лекарств и просроченные обещания Квиташвили отрапортовал, что в текущем году Минздрав передал 60% бюджета на закупки медпрепаратов международным организациям, в числе которых ПРООН, UNICEF и Crown agents, что позволило, по его мнению, очистить закупки от коррупционных схем, обеспечить оптимальное соотношение "цена — качество" и гарантировать доставку закупленных медикаментов в обусловленные сроки. Процесс закупки медпрепаратов через национальные инструменты был практически завершен только к концу года. Про словам заместителя министра здравоохранения Игоря Перегинца, на конец декабря из 1 млрд 483 миллионов гривен, выделенных на эти цели из государственного бюджета, было заключено договоров на сумму 969 млн гривен, а отгружены в регионы и доступны для пациентов медикаменты на сумму в 118 млн гривен. В переводе с чиновничьего на человеческий это означает, что было освоено чуть больше половины выделенных средств, а в клиники попала одна двенадцатая часть от запланированного. Медпрепараты, закупленные для Украины международными организациями начнут поступать в страну не раньше января будущего года.
Читайте также: Чего ждать от медицинской реформы в Украине
Таким образом, из-за нерасторопности Министерства в стране возник острый дефицит жизненно важных медпрепаратов. Ситуация с вакцинами для иммунизации детей оказалась и вовсе катастрофической. За последние 10 лет население Украины практически полностью утратило доверие к вакцинации и к самим вакцинам. Охват вакцинацией упал с 90% до 35%. По результатам 2015 года этот показатель будет еще ниже. Родители часто боятся прививать своих детей. Причина этого, в первую очередь, в отсутствии плановой и системной работы Минздрава в этом направлении. Кроме того, за 11 месяцев текущего года Минздрав не закупил и не поставил в регионы ни одной вакцины. Но в ведомстве не теряют оптимизма. Замминистра уверен, что 2016 год станет переломным в обеспечении вакцинами. Лекарства как роскошь Одним из достижений в работе вверенному ему министерства Александр Квиташвили считает разработку и принятие 22 нормативных актов по дерегуляции фармацевтического рынка, что должно сделать цены на лекарства более доступными для населения. Однако на сегодня ситуация с ценами на медикаменты в Украине такова, что не каждая семья со средним уровнем дохода "потянет" лечение заболевания средней тяжести, если им заболеет хотя бы один из членов семьи. По оценкам экспертов, расходы на препараты и лечение повергнет в "медицинскую бедность" как минимум половину всех украинских семей со средним достатком. После того, как гривна обесценилась в три раза, так же в три раза подорожали импортные медикаменты, немногим менее — отечественные препараты, в которых используют импортные компоненты. И теперь лечиться могут себе позволить только обеспеченные слои украинского общества. К тому же цены на лекарства в Украине в 2-3 раза выше, чем в Европе, а количество зарегистрированных в Украине медикаментов вдвое меньше.
Планы на будущее Квиташвили не унывает: у Минздрава теперь есть хорошая стратегия, которая написана еще в начале 2015 года и прошла экспертизу Всемирной организации здравоохранения, и Всемирного банка. "У нас есть очень хорошая поддержка от Всемирного банка, это 215 миллионов долларов, которые как раз и будут помогать в отношении реформ. Есть у нас план действий, который был разработан министерством на следующие годы, и финансовые расчеты, как мы должны менять и в каком направлении идти по изменению системы финансирования", — заявил министр, уверяя, что 2016 год будет лучше, чем нынешний, и процессы пойдут активнее, так как его министерство провело много подготовительной работы. Одной из основных целей реформирования системы здравоохранения в 2016 году станет обеспечение полноценного начала работы системы доступа к первичной медицинской помощи в каждом населенном пункте с 2017 года. "Для нас очень важно создать систему гарантированной медицинской помощи в сельских районах… Это будет приоритетным для нас в 2016 году", — сказал Квиташвили.
Читайте также: Сколько стоят роды в Киеве
Фундаментальным изменением системы здравоохранения будет усиление финансирования системы первичной медицинской помощи в районах и селах — до 35%, а в городах областного значения — до 20-25%. "В этом процессе нам поможет проект Всемирного банка, значительная часть ресурсов которого будет направлена на закупку медицинского оборудования для первичной помощи", — рассказал Игорь Перегинец и добавил, что Всемирный банк собирается направить на финансирование системы здравоохранения в Украине 215 миллионов долларов в течение пяти лет. Также в следующем году планируется завершить реформирование системы государственных закупок и передать 100% бюджета на закупку лекарственных средств через международные организации. На 2016 год запланировано и принятие нормативной базы для урегулирования правил на фармацевтическом рынке. Кроме того, будет введена система реимбурсации стоимости инсулинов для больных сахарным диабетом, будут приняты необходимые законы для автономизации медучреждений, введен гарантированный пакет медицинских услуг населению, которые на 100% будут финансироваться из госбюджета.
Расходы урежут В то же время, финансирование системы здравоохранения Украины в 2016 году вновь урежут. "На 2016 год, если сравнить с 2015 годом, общий бюджет системы здравоохранения сократится фактически на 2,5 млрд гривен исключительно за счет уменьшения региональных субвенций",- сказал Перегинец. Это означает сокращение бюджета здравоохранения по сравнению с прошлым годом на 5%. Министерство намеренно компенсировать уменьшение бюджета за счет сокращения койко-мест, которое запланировано в следующем году. "За счет чего мы скорректируем уменьшение бюджета? Собственно, решение об уменьшении коек было продиктовано тем, чтобы скорректировать уменьшение субвенций в регионах. Регионы, сокращая койки, сберегут средства на предоставление медицинских услуг", — пояснил Перегинец, добавив, что в общей сложности количество койко-мест будет сокращено на 25%. Но, по словам замминистра, урезание бюджета "ни в коем случае не повлияет на качество предоставления медицинской помощи, какой бы она сейчас ни была". Вероятно, это должно послужить утешением украинскому народу: не волнуйтесь, граждане, хуже не будет. Но большинство украинцев и не переживают, ведь хуже уже некуда: получить квалифицированную медицинскую помощь в стране сегодня практически невозможно. Жаль только, что надежды, которые возлагал народ на правительство реформаторов, вновь оказались тщетными.