Как производители обманывают покупателей с весом продуктов
Ранее Domik.ua рассказывал о том, какие продукты подорожают в феврале .
В супермаркетах на полках появляются мини-упаковки продуктов, а в ресторанах за ту же цену дадут либо порцию поменьше, либо «разгонят вес» более дешевыми продуктами.
Эксперты говорят, что такой маркетинговый ход помогает производителям увеличить прибыль, играя на изменившихся потребительских привычках.
Торты стали легче
Сахар, крупы, молочка — производители уменьшают упаковки. Некоторые просто создают мини-версии продуктов: например, масло подсолнечное разливают в бутылки по литру и по 500 мл, сливочное фасуют в пачки по 250 и маленькие — 150 г, крупы рассыпают по 1 кг и в мини-упаковки по 300–400 г.
А бывает, что визуально пачки выглядят одинаково, но их содержимого на 25–50, а то и 100 г меньше. Например, традиционную литровую бутылку молока днем с огнем не найти — есть по 890 и 900 мл. В большой упаковке крупы часто не честный килограмм, а 875–900 г. А с тех пор как красная икра для многих стала недостижимым деликатесом, даже ее переполовинили и продают банками по 80 г — цена доступная, 60 грн.
Чая в стандартной (на вид) 100-граммовой пачке на поверку оказывается 60 г, а производители водки почти перестали выпускать ее в таре по 0,75 л. Вместо нее ходовые 0,3 и 0,35 л.
Даже сладкое урезают: стограммовая плитка шоколада уже почти история — сейчас стандартно фасуют по 90 г, а некоторые и вовсе по 80. Но такие подвохи люди часто замечают, лишь принеся продукты домой.
«Я всегда покупал килограммовый рошеновский «Киевский торт» за 230 грн. А тут на днях смотрю — 207 грн. Подумал: может, срок годности к концу подходит, поэтому уценили, а потом рассмотрел, что его уже там не килограмм, а 850 г.», — рассказал киевлянин Борис Ковалев.
Читайте также: Что можно позволить на новую минимальную зарплату
Покупая малые порции, платим больше
Мы обзвонили несколько производителей, которые уменьшили свои упаковки, однако ни один из них не пожелал прокомментировать тенденцию. На одном производстве сослались на коммерческую тайну, на другом ответили: «А что тут такого? Все так делают».
Эксперт по маркетингу Владислав Мокиенко считает, что многие производители идут на такой завуалированный обман, чтобы сохранить конкурентоспособность и не потерять прибыль: «Люди привыкли покупать крупу килограммовую за 10 гривен, и если производитель повысит на нее цену, он станет неконкурентоспособным, потому что его крупа по цене 11 грн будет лежать на полке, где остались крупы по 10,20 и 9,50. А если он уменьшит вес, то не обязан уведомлять об этом потребителя. Вес продукта иногда пытаются скрыть в регистрационных данных, указанных мелким шрифтом на прозрачном пакете, а поэтому — нечитабельных. Визуально же разницу в 100 грамм заметить сложно».
А директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что так производители отреагировали на изменение потребительского поведения. По его словам, люди стали чаще ходить в магазины. И если раньше они закупались раз в неделю, то теперь — три-четыре раза в неделю мелкими партиями. «Они покупают ровно на ту сумму, которая есть в кармане. А если там 20 грн — значит, он купит всего 100 г масла».
Эксперт также обращает внимание, что на самом деле, покупая малыми порциями, украинцы переплачивают: «Первое, на что смотрит сегодня покупатель, — на цену, а 200 там грамм или 180, он обратит внимание не сразу. Однако поделить упаковку на два — не значит снизить цену вполовину, а значит сделать ее дешевле на 30% максимум. Поэтому по итогу люди переплачивают».
Читайте также: На что повлияет новый размер минимальной заработной платы
Порции меньше, а вместо мяса — овощи
В ресторанах тоже перешли на режим экономии. Так, завсегдатаи говорят, что привычные порции стали меньше. Это подтвердила нам и президент Ассоциации ресторанов Украины Ольга Насонова.
«Этот маркетинговый ход позволяет обмануть потребителя. Цену на блюдо оставляют такую же, но меняют вес. А все из-за того, что в условиях колебания курса валют рестораторам не всегда удается точно определиться с себестоимостью продуктов, и они закладывают в цену блюда удорожание. Сначала исключали импортные ингредиенты, потом просто уменьшали вес основного блюда. И 80% потребителей на это в первые месяцы не обращают внимания. А к тому времени уже и поставщики, производители и другие рестораторы повышают цены, и у человека и вовсе не возникает никаких вопросов к объему блюда — он понимает, что за такую цену ему больше и не могут предложить», — пояснила Ольга Носова.
Сами рестораторы на условиях анонимности рассказали нам и о других трюках, как в условиях кризиса предлагать клиентам доступные блюда. Так, они заменяют один сорт рыбы на другой (например, вместо сибаса подают дорадо, а в блюда с мясом дают больше овощей). Кроме того, стараются не детализировать в меню состав блюда, а в его названии использовать описательные конструкции: например, «знаменитый картофельный салат тети Софы» или «Сочный телячий язык с весенними овощами».