Подать объявление

Как разгуляться на днепровской круче

Как разгуляться на днепровской круче
Уже перестали поражать грандиозные строительные проекты в исторической части Киева. Мы поневоле научились относиться к ним философски, понимая, что бизнес-процессы сметают все на своем пути.

Уже перестали поражать грандиозные строительные проекты в исторической части Киева. Мы поневоле научились относиться к ним философски, понимая, что бизнес-процессы сметают все на своем пути.
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
Но замысел реконструкции склонов вдоль Набережного шоссе все же не может не задеть киевлян. Ведь речь идет об одной из немногих ландшафтных ценностей, которые у нас еще сохранились. В центре внимания зодчих оказался отрезок длиной в 2,8 километра - между Почтовой площадью и мостом Метро. Сейчас это шести полосная транспортная магистраль с трамвайными путями. Вплотную к ней подступает обрывистый склон, заросший деревьями. А в воображении авторов проектных решений эта набережная должна превратиться в многоярусную крытую эстакаду, трамвайное движение уничтожается, над эстакадой у подножия склонов предполагается возведение вереницы 3-5-этажных (а то и повыше) зданий с подземными паркингами. Вдоль их фасадов - фактически по крыше шоссе - с утра до ночи прогуливается народ, любуясь речными ландшафтами...
Для подкрепления такого, по меньшей мере, спорного замысла воздвигается сложная теоретическая аргументация. Одни архитекторы говорят о достижении подобным образом градостроительного единства Киева и Днепра как о задаче, "сомасштабной входу в III тысячелетие". Другие - и того почище - предлагают сотворить здесь европейскую набережную, слепив ее застройку в виде конгломерата стилей, присущих всем столицам Европы. Идейное одобрение такого эклектичного подхода ищут не более и не менее как в Совете Европы.
НАД ОРКЕСТРОВОЙ ЯМОЙ
Пока архитекторы проектируют, деловые люди тоже не дремлют. В прессе уже сообщалось, что Киевсовет выделил участки у подножия склонов на продажу в частную собственность.
Что же, однако, за товар предложен покупателям? Думаю, его можно сравнить с предложением втиснуть для каких-то особенно "крутых" зрителей в театральном зале перед партером дополнительный ряд кресел - над самой оркестровой ямой. На первый взгляд, престижнее не придумаешь. Но ведь вскоре станет ясно, что отсюда видны только подошвы актеров и лысины оркестрантов, да и сидеть тесно - ноги некуда поставить...
Писатель Николай Носов, чье детство проходило в Киеве, рассказывал о своих бывших "хоромах" на нищей Глубочице: "В сущности, никакого двора здесь не было, так как, выйдя из сеней, вы упирались в подножие обрыва... Одним словом, не разгуляешься". Он-то жил в таких условиях по бедности. А какая радость солидным людям загонять себя в подобную тесноту? С тыла подступает дикий, оползнеопасный склон, спереди пролегает сомнительной комфортности променад вдоль Днепра, где прямо под ногами вибрирует мощным движением шоссе. Не говорю уже о том, что в наше террористическо-безумное время такая длинная крытая эстакада в любой момент может превратиться в смертельную ловушку - и для тех, кто сверху, и для тех, кто снизу.
Инициатива по реконструкции Набережного шоссе уже вызвала волну активных протестов. Суть выступлений оппонентов можно выразить двумя словами: руки прочь!.. Нельзя не признать, что непримиримую позицию обусловила пошатнувшаяся репутация столичных зодчих, которые уже не раз во имя выгодных заказов закрывали глаза на грубейшее несоответствие новых проектов традициям киевской застройки.
Но надо признать и другое. Одним только отрицанием застройки Набережного шоссе проблема днепровских склонов не исчерпывается. Потому что за последние годы эта живописная местность оказалась практически заброшенной. Даже летом в глубь ее забредают лишь немногие смельчаки. Вполне понятно: пока здесь дичь и глушь, будут предприниматься все новые и новые попытки освоить грандиозный "пустырь" в центре города. Так не лучше ли вместо категорических протестов поискать оптимальное решение? А путь к такому решению, на мой взгляд, начинается с изучения исторических корней сложившейся ситуации.
ПРОГУЛКА В СТАРИНУ
В XVIII-XIX веках склоны над нынешним шоссе представляли собой голые глинистые обрывы и фактически были частью дикой природы. Само Набережное шоссе прокладывалось лишь в середине XIX столетия - для транспортной связи Подола с Цепным мостом через Днепр (примерно на месте современного моста Метро).
Трассе, введенной в эксплуатацию в октябре 1853 года, придавалось большое военно-стратегическое значение. Поэтому прямо над шоссе было воздвигнуто мощное укрепление в виде громадной башни с воротами - так называемый Подольский верк (не сохранился). Отсюда контролировалось движение вдоль берега Днепра. Связь Подольского верка с нагорными укреплениями Печерской крепости обеспечивалась при помощи двух кирпичных подпорных стен в толще склона (верхняя стена спустя много лет стала частью Зеленого театра).
Покуда существовала Печерская крепость, днепровские склоны как бы составляли часть ее твердыни и были свободны от гражданской застройки. Лишь к концу позапрошлого столетия в верхней части склонов образовалась улочка-терраса, названная по фамилии здешних домовладельцев Козловской (часть нынешней Парковой дороги). Вдоль нее выросли небольшие обывательские дома. В начале ХХ века здесь появились красивые кирпичные корпуса благотворительной детской больницы (теперь в этих зданиях коммерческие заведения).
И только в конце 1940-х годов приднепровские склоны обрели статус парковой зоны. Именно тогда велось их активное озеленение, разбивались цветники, продлевалась Парковая дорога, строились вдоль нее спортивные сооружения, аттракционы, популярные рестораны, Зеленый театр - крупнейший в то время зрительный зал города на 4000 мест. Благодаря Пешеходному мосту, переброшенному в 1957 году на Труханов остров, парки над Днепром и пляжи на острове образовали единый организм. Жизнь на склонах била ключом, здесь проводили свой досуг тысячи киевлян.
Но активно функционировать этому организму пришлось не слишком долго. Появились зоны отдыха, фаворитом, благодаря метро, стал Гидропарк. Зеленый театр уступил своих зрителей крытым концертным залам. Парковая зона над Набережным шоссе постепенно опустела и одичала, поскольку никто не прилагал усилий к тому, чтобы вновь завлечь сюда людей.
ЕСТЬ ГДЕ ПОФЕСТИВАЛИТЬ
Пройдем вдоль Парковой дороги. По ней теперь мчится транспортный поток. Но немного ниже сохранилась с послевоенной поры вполне приличная пешеходная аллея, известная под названием Фестивальная, она тянется от Крещатого парка до нижней террасы Аскольдовой могилы. А пространство между этой аллеей и Парковой дорогой, за редким исключением, пустует, хотя склон здесь достаточно пологий, и в прежние времена его занимали строения Козловской улицы.
Не следует ли обратить внимание архитекторов и инвесторов именно на этот участок? Здесь ведь уже сложились готовые проезжая и пешеходная трассы, найдется достаточно места для возведения целой вереницы зданий - конечно, никак не выше 3-4 этажей. В них могут разместиться гостиницы и рестораны, студии и салоны, торговые галереи, элитные клубы, казино, помещения для любителей боулинга и катания на роликах... Если прочистить полудикие заросли на склоне, отсюда откроются прекрасные ландшафты.
Если здесь, у Парковой дороги, действительно пробудится активная жизнь, то наряду с открытой пешеходной аллеей можно будет соорудить и зимнюю крытую галерею, на которую как бы нанижутся все завлекательные места этой части склона.
А Набережное шоссе, конечно же, лучше оставить в том естественном виде, в каком оно успешно функционирует после реконструкции в 1980-х годах. Ни в коем случае не уничтожать тут трамвайный путь: он еще сыграет свою роль, когда зайдет речь об освоении нынешней промзоны Телички за железнодорожным мостом. И не загораживать скороспелыми строениями уникальный зеленый массив - природный "цоколь" надднепрянского силуэта.
ИЗ БАШНИ В МЕТРО
Главным неудобством при посещении рядовыми киевлянами Аскольдовой могилы или Зеленого театра остается их удаленность от общественного транспорта. Идти туда пешком - путь неблизкий. Однако на градостроительных обсуждениях уже прозвучала идея: вывести к Зеленому театру подземный туннель от промежуточной площадки станции метро "Арсенальная", расположенной совсем близко.
А ведь эту идею стоит развить. Почему бы не соорудить над Набережным шоссе подобие утраченного Подольского верка на его прежнем месте (конечно, с более просторным проездом для транспорта)? Это здание-башню можно использовать как новый торгово-коммерческий центр, обустроить рядом с ним стоянку транспорта, в цоколе у берега сделать причал для речных теплоходов. Отсюда же мимо старых подпорных стен естественно будет провести крытый эскалатор к будущему выходу метро у Зеленого театра. А с крыши башни перебросить через Днепр канатную дорогу прямо к Матвеевскому заливу!
Помимо этого, разумеется, потребует дополнительного благоустройства выход на склоны от Европейской площади через Петровскую аллею (здесь можно предусмотреть велосипедные дорожки), спуск с Парковой дороги к мосту на Труханов остров. Нужно будет восстановить лестницу, ведущую вниз от видовой площадки возле Мариинского дворца. Так наладятся удобные связи местности у Парковой дороги с ближайшими транспортными артериями.
В результате город сможет выгодно распорядиться пустующими земельными участками. Инвесторы, желающие вложить средства, найдут немало лакомых кусков. Киев получит живописное, уютное, доступное место отдыха. И все это позволит, не уродуя исторический ландшафт, не теряя своеобразия днепровских склонов, оживить заброшенное пространство и фактически довести до логического завершения полезные замыслы наших предшественников.
 
 
Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

1
Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Реестр инвесторов на форуме Домика
Кнопка добавления в реестр расположена вверху каждой темы ЖК на форуме. Следите за продажами сами!
Подробнее