Какие страховщики дольше всех платят по автогражданке
Ранее портал Domik.ua писал о том, что в Украине вступил в силу закон, снижающий акциз на ввоз б/у автомобилей из Европы.
Моторное (транспортное) страховое бюро Украины обнародовало итоги работы страховщиков за 2 квартал 2016 года на рынке автогражданки. Всего в рейтинге числится 56 компаний. Согласно статистике, крупнейшими продавцами полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев в апреле-июне были НАСК "Оранта" (212,69 тыс. заключенных договоров), ЧАО "СК "Провидна" (185,29 тыс.), ЧАО "СК "ТАС" (134,58 тыс.), ЧАО "УПСК" (124,5 тыс.), ЧАО "УСК "Княжа Вьенна Иншуранс Груп" (106,95 тыс. грн.). А вот по показателю выплат потерпевшим компании расположились в несколько ином порядке. Самой щедрой оказалась СК "Провида", выплатившая 29,07 млн. грн. За ней следуют НАСК "Оранта" (28,85 млн.грн.), "Княжа" (18,32 млн.грн.), ЧАО "СК "Уника" (17,78 млн.грн.) и СГ "ТАС" (17,71 млн.грн.).
Показатель, который больше всего впечатляет в отчетности - средний срок урегулирования страховых событий (т.е. сколько времени в среднем проходит с момента ДТП до выплаты возмещения потерпевшему). Согласно закону об автогражданке, этот промежуток времени не должен превышать 90 дней (хотя, если точнее - не более 90 дней с момента подачи потерпевшим в СК полного пакета документов). Однако из статистики МТСБУ следует, что водителям в среднем приходится ждать денег гораздо дольше - 154 дней.
Читайте также: Бензин А-95 подешевеет в среднем на 1 грн./л.: подробности
То же касается и СК "Доминанта". Эта компания не только не подала сведений о сроках урегулирования событий, но и отказалась обнародовать информацию относительно количества жалоб от потерпевших. Такая секретность не может не настораживать. Как сообщала "ДС", ранее СК "Доминанта" входила в тройку страховых компаний, на которые поступало больше всего жалоб "Украинскому страховому омбудсмену". Компания также числилась в антирейтинге небанковского регулятора - Нацкомфинуслуг. "Пример "Доминанты" демонстрирует полное отсутствие стратегической мысли у Президиума МТСБУ, а также вызывает подозрения о сговоре на страховом рынке. В 2015 году у этой компании была 2-х месячная задолженность перед МТСБУ в 9 млн. грн. По закону такой страховщик автоматически исключается из Моторного бюро, однако президиум пошел на нарушение и разрешил "Доминанте" погашать задолженность в течение нескольких месяцев. И что мы имеем сегодня? Доминанта входит в топовые места в антирейтингах Страхового омбудсмена и Нацкомфинуслуг, а также отказалась публиковать свои данные по срокам урегулирования убытков. И при этом она продолжает продавать полисы и собирать деньги, а количество жалоб продолжает расти", - констатирует председатель правления ОС "Украинский страховой омбудсмен" Юрий Чунихин.
Согласно данным Моторного бюро, дольше всего приходится ожидать выплат от УАСК "АСКА" (515 дней), АО "УОСК" (516 дней), УТСК (371), "Эталон" (258), СК "Дом страхования" (252). У каждой компании свои причины для медлительности. "Например, у "АСКА" много дел по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности на территории Донецкой и Луганской области. Они урегулируются дольше и существенно влияют на средний показатель. Актов за нарушение законодательства по ОСГПО, в том числе за несоблюдение сроков, с начала года по "АСКА" не было", - рассказала "ДС" член Нацкомфинуслуг Ольга Максимчук.
В самом Моторном бюро смотрят на ситуацию сквозь пальцы. Как стало известно "ДС", по итогам второго квартала санкции были применены только к трем СК. В частности, для компании "Европейский страховой союз" МТСБУ ввело коэффициент К-4. Это значит, что с каждого полученного на продажу бланка полиса страховщик обязан перечислить в гарантийный фонд бюро дополнительный гарантийный взнос в размере 80 грн. вместо стандартных 20 грн. Для компаний "УТСК" и "УОСК" введен коэффициент К-2 (т.е. для них размер дополнительного отчисления в фонд за каждый бланк увеличен вдвое - до 40 грн.). Как сообщил "ДС" источник на рынке, вопрос об ограничениях в отношении остальных компаний-нарушителей на Президиум бюро даже не выносился.
Сами страховщики считают, что ситуация с выплатами еще весьма далека от критичной. "В сравнении с предыдущими годами компании стали платить даже быстрее. Если говорить о доле выплат в срок до 120 дней, то они уменьшились на 10%. Стоит учитывать и тот факт, что Бюро рассчитывало средний срок урегулирования с момента ДТП, а не с момента подачи заявления и документов на выплату страхователем. А именно с этого времени по законодательству компании дается 90 дней", - говорит генеральный директор ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский. По его словам, в том, что сроки выплаты затягиваются, не всегда виновен страховщик. Бывают, например, случаи, когда потерпевший длительное время не предоставляет в СК документы, либо из-за собственной халатности, либо же по другим причинам.
В Нацкомфинуслуг на ситуацию регулируют вяло. В комиссии сообщили, что акционеры двух компаний из "черного" списка уже разработали план финансового оздоровления своих СК, и регулятор контролирует их выполнение. Кроме того, время от времени комиссия обязывает компании, лидирующие по количеству жалоб, подавать данные о просроченной кредиторской задолженности и заставляет их рассчитываться с долгами. Благодаря этому в прошлом году, например, страховщики выплатили клиентам задолженность в размере более 20 млн.грн. (по всем видам страхования).
Однако вмешательство регулятора в целом помогает мало. "Судя по данным МТСБУ, напрашивается однозначный вывод: регулирование страхового рынка надо срочно передавать в Нацбанк. Ни Нацкомфинуслуг, ни саморегулирование страхового рынка ничего не могут сделать с нарушениями прав потерпевших в ДТП", - констатирует Юрий Чунихин.
Читайте также: Как будет работать новая система видеофиксации ПДД
Денис Ястреб, член Нацкомфинуслуг
С компаниями нужно начинать работать не тогда, когда проблемы очевидны, а как только прогнозные показатели дают основания предполагать ухудшение ситуации в будущем. Сейчас мы готовим изменения в закон «О финансовых услугах», а также положение о мерах воздействия. Думаю, в середине сентября тексты будут готовы и обнародованы для обсуждения. Эти документы позволят комиссии применять по отношению к компаниям, в том числе, корректирующие меры. Если регулятор будет выявлять риски для платежеспособности того или иного страховщика, он сможет рекомендовать ему провести собрание акционеров, внедрить механизмы по улучшению процедуры урегулирования и т.д. Мы и раньше работали с акционерами страховых компаний, некоторые из них по нашему настоянию подготовили и выполняют план финансового оздоровления своих СК. Но все это - только на уровне договоренностей, прописанного законом жесткого регламента для таких действий нет.
Что касается компаний, имеющих задолженность и не могущих ее погасить, таких быть не должно. Регулятор будет инициировать процедуру принудительной ликвидации таких страховщиков.