Контрабанда вытесняет контролеров
Европейская модель оценки безопасности пищевых продуктов провалилась. Но дефицита продтоваров не будет — поставщики продукции сомнительного качества уже извлекают выгоды из ситуации.
Затянувшаяся реформа госслужб, ответственных за качество товаров, превращается в азартную игру для потребителей. Оперативно перекроить систему отечественного контроля качества продукции массового спроса на европейский лад («от поля к столу») не удалось. Реорганизация санитарноэпидемиологической службы и Государственной службы по лекарственным средствам и контроля над наркотиками оказалась слишком уж медленной.
Читайте также: Почему мировой продуктовый рай - не для Украины
Несмотря на то что оба ведомства находятся в подчинении министра здравоохранения Александра Квиташвили, СЭС и ее территориальные подразделения с первого мая не выполняют свои функции по контролю грузов, а специалисты Гослекслужбы затягивают оформление разрешений и документов на импортные лекарства.
В итоге оказавшиеся с середины весны без бюджетного финансирования госструктуры занимаются не реальным контролем над качеством, а скорее профанацией деятельности. Сотрудники большинства территориальных подразделений отправлены в бессрочные неоплачиваемые отпуска.
На данный момент инспектировать иностранные продукты в Украине некому. Единый контролирующий орган, который должен был еще в начале года прийти на смену многочисленным госинспекторам из самых разных служб, до сих пор не создан.
С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Пока предприниматели ищут новые обходные схемы, рядовые украинцы вынуждены довольствоваться некачественной, но при этом резко подорожавшей провизией. Санврачи, отстраненные от контроля над продуктами питания и надзора за субъектами хозяйствования, в жаркий сезон вряд ли сумеют обеспечить профилактику пищевых отравлений в Украине. А это означает, что отечественные потребители, посещая супермаркет, рынок или кафе, отправляя детей в детсад или летний лагерь, будут рисковать жизнью. Некачественная еда (сырокопченые продукты и рыба) в начале июня стали причиной смерти сразу троих киевлян. Еще несколько человек на днях скончались от ботулизма в регионах.
По словам президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, остановлено растаможивание продуктов питания в Киеве и Киевской области.
Читайте также: Какие результаты бойкота российских товаров
Проблематично оформить товар и через другие таможни. К примеру, только поставщики мясопродуктов и колбасных изделий потеряли десятки тысяч тонн импортного мяса, которое не удалось растаможить изза отсутствия печати СЭС (которая по ныне действующему законодательству все еще должна стоять в сопроводительных документах).
Кроме того, из функционирующих сегодня в Украине более чем 150 тыс. продовольственных компаний около трети — так называемые предприятия повышенного эпидемиологического риска (молокозаводы, заведения общественного питания, пищеблоки лечебных учреждений и т.п.), в которых работа СЭС должна быть регулярной.
«Учитывая то, что в обязанности санврачей входит расширенный санитарный приграничный контроль грузов (пищевых продуктов, которые импортируются или экспортируются) на судах после пересечения ими украинской границы, на самом деле это означает фактическую остановку импорта в Украину товаров, качество которых обязана контролировать СЭС», — объясняет Козаченко. Речь идет о готовых продтоварах, сырье и ингредиентах для пищепрома.
Многие импортеры продуктов, не желая лишний раз рисковать деньгами, просто прекратили новые поставки товара. Однако на розничном ассортименте заморских деликатесов проблемы поставщиков еще не сказались.
Как уточняет директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, в существующей экономической ситуации импортерам невыгодно официально завозить в Украину продукцию.
«С учетом всех платежей эти продукты оказались бы золотыми. А так — контролеры и импортеры живут в параллельных мирах, благодаря чему зарубежная продукция в магазинах стоит на 20–40% дешевле, чем при официальном ввозе. Нынешние проблемы с растаможиванием импорта — это ширма, за которой многие поставщики работают по черным схемам», — объясняет он.
ПОИСКИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Несмотря на активность совета предпринимателей при Кабмине, проблемы, связанные с разблокированием и оформлением грузов в отделах таможенного контроля и назначением руководства новой Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, с мертвой точки сдвинуть не удается. В свою очередь, министр здравоохранения уверен, что «построенную на взяточничестве СЭС нужно вообще ликвидировать». Не утихают скандалы и с назначением руководителей Гослекслужбы после ее объединения со службой по контролю над наркотиками.
Как результат — контроль качества лекарственных средств, производителей медикаментов и аптек на территории Украины ухудшился. Фармацевты жалуются: бумажные вопросы импортеров и производителей лекарств зависли в воздухе на неопределенный срок. Оперативно решить проблемы с документами (перерегистрация лекарств, оформление разрешительной документации и т.д.) невозможно. А пока чиновники продолжают выяснять отношения, в аптечки украинцев попадают поддельные лекарства. И в лучшем случае это таблетки из мела.
Леонид Козаченко считает, что дестабилизация работы контролеров по качеству выглядит очень странно. «Европейцы в шоке от такого подхода и уже предупредили, что будут тщательно следить за новыми органами, деятельность которых, по идее, должна была бы значительно облегчить жизнь отечественного бизнеса. И если что — сразу пересмотрят квоты на украинский экспорт», — уточняет он.
Читайте также: Как нас заставляют платить больше за обычный товар
По мнению бывшего главного санврача Ровенской области Геннадия Шевченко, Украине ориентироваться на аналогичный опыт Грузии неправильно и неразумно. «Там санэпидемслужба была практически уничтожена без анализа сложившейся ситуации со здоровьем нации. И это притом, что сама страна является лидером в Европе по смертности детей до пяти лет и имеет чрезвычайно высокие показатели смертности среди беременных (44е место из 47) и младенческой смертности», — говорит эксперт.
Похоже, у чиновников нет четко сформулированной стратегии реформы качества продуктов и лекарств, а все новации изобретаются на ходу. Складывается впечатление, что популистское сокращение контролеров и ненасытной армии чиновников на самом деле открывает новые возможности по контролю довольно мощных финансовых потоков с обязательным выстраиванием новых коррупционных схем.