КОРАБЛЬ НА ВЕЧНОМ ПРИКОЛЕ.
Сегодня, несмотря на серость и неухоженность, у речного вокзала собираются тысячи киевлян. Многие и не подозревают, что еще в 30-е годы это место в столице хотели сделать настоящим «дворцом на воде». Но получилось лишь здание-корабль, которому на днях исполнится 40 лет.
Впервые о строительстве в Киеве современного речного вокзала вместо «ветхого, невыразительного и маловместительного речного павильона» задумались в 1932 году. Через четыре года Наркомвод утвердил разработку проекта строительства «главных речных ворот столицы». Прежде всего здание вокзала было рассчитано на одновременный прием 3000 пассажиров (прогноз на 1942 г.). В комплекс вокзальных помещений обязательно должен был войти главный вестибюль, залы ожидания, ресторан в 750 кв. м. и ряд сервисных служб ? билетные кассы, камеры хранения, ланч-буфеты, читальни, сберкасса, отдельное помещение матери и ребенка и т. д.
Место новостройки не меняли ? район Почтовой площади, которую к тому времени уже освободили от знаменитой «шевченковской» церкви Рождества Христова. Здесь и предстояло разгуляться лучшим советским архитекторам. По замыслу авторов, тут мог бы появиться воздушный, весь в открытых террасах дворец-бельведер (проект Шилянского) или выставочный павильон с башенкой-маяком, окруженный роскошной колоннадой (проект Холостенко и Каракиса). Но еще более смелыми были проекты студентов Киевского строительного института, привлеченных к конкурсу: специально разработанные системы зубчатых береговых причалов; многоуровневые перроны для разделения приезжающих и отъезжающих пассажиров; ажурный мостик от Почтовой площади к зданию вокзала и даже устройство специальной бухты для причала судов, в центре которой должна была появиться колоссальная колонна…
Но ни один из представленных проектов не стал реальностью. А начавшаяся война и послевоенное восстановление города отложили строительство речного вокзала почти на 30 лет. А появился он к очередному партийному съезду. 27 сентября 1961 года к новому сооружению причалило первое судно ? теплоход «А. М. Бойченко».
Тогдашние газеты писали: «Речной вокзал напоминает большой океанский корабль. Здание окружено широким балконом с ажурной решеткой, легкой колоннадой и имеет настоящий »капитанский мостик« ? рубку связи и сигнализацию с высокой мачтой-антенной. А завершается башня каравеллой-флюгером длиной 1,5 м из оргстекла с парусами из позолоченого дюралюминия. К воде спускаются широкие гранитные ступени, поделенные площадками на четыре секции для швартовки судов при различном уровне воды в Днепре».
Вокзал рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. К их услугам залы ожидания на 3 и 4 этажах, отделение связи, ресторан на 75 мест, летний буфет на открытой террасе, небольшая гостиница, читальная комната и душевая, где «перед выходом в город пассажир сможет помыться и выстирать одежду». От судна автокаром багаж попадал по специальному туннелю в камеру хранения. Внутри ? декоративные панно из новейших тогда материалов: керамики и цветного цемента. Сооружение, облицованное белоснежным инкерманским известняком, казалось очень современным и нарядным. У романтичной молодежи 60-х оно рождало мечты о дальних путешествиях и приключениях. А местный ресторан называли «свадебным».
За 40 лет все вокруг изменилось, здание постарело, а речной транспорт переживает не лучшие времена. Но будем надеяться, что кроме популярных молодежных «плавучих дискотек» возродятся старые удобные и любимые киевлянами маршруты водных перевозок, а вокзал опять станет местом романтических встреч.
Наталья КИРЬЯНОВА для