Монополию дома не спрячешь
Представители АМК скоро смогут заходить в жилые и прочие частные помещения для поиска там доказательств нарушения антимонопольного законодательства.
Соответствующий проект закона под названием «Об обеспечении доказательств в делах, рассматриваемых органами АМК Украины» (реестр. № 3640) депутаты приняли в первом чтении еще 18 июня. Его появление вызвано необходимостью ввести в действие ст. 44 Закона «Об экономической конкуренции», разрешающей представителям АМК попадать во владения частных лиц по решению суда. Напомним, что заключительные положения закона определяют, что эта норма начнет действовать только после вступления в силу закона о порядке принятия судом таких решений.
Прежде всего законопроект определяет достаточно широкие полномочия должностных лиц Антимонопольного комитета. В частности, предусмотрено, что, во-первых, они могут требовать и получать от субъектов ведения хозяйства, объединений, органов власти, должностных лиц и работников, иных физических и юридических лиц предметы, документы и другие носители информации, разъяснения, информацию, в частности, с ограниченным доступом, а также вызывать должностных лиц и работников предприятий для дачи разъяснений. Во-вторых, представители АМК имеют право проводить обыск в служебных помещениях, транспортных средствах, заходить в жилые и прочие помещения частного лица, изымать, налагать арест на предметы, документы, иные носители информации, которые могут служить доказательствами или их источником.
В законопроекте довольно подробно расписан порядок проведения обыска и изъятия доказательств. Распоряжение о проведении обыска служебных помещений, транспорта, предприятий, жилья, иного владения лица, изъятие или наложение ареста на доказательства принимает госуполномоченный АМК, председатель территориального отделения комитета, однако только при наличии соответствующего постановления суда, который в течение пяти дней может разрешить обыск или отказать в его проведении. Сам обыск может быть проведен в течение 30 дней со дня получения постановления судьи, однако по ходатайству АМК этот срок может быть продлен. Постановление дает право только один раз попасть в жилое или иное помещение частного лица. Законопроект также определяет, что обыск жилья, иного владения гражданина может проводиться с 7 до 22 часов. Вместе с тем документ не ограничивает времени проведения обыска помещений или транспорта юрлиц. АМК не будет нести ответственности за сломанные двери и замки, если владелец помещения откажется их открыть.
Кроме того, в законопроекте прописана довольно жесткая процедура вызова лиц для дачи разъяснений. Вызывать будут граждан, которым известна информация о любых обстоятельствах, связанных с антимонопольными делами. Таким лицам должна быть направлена повестка за три дня до вызова. Отметим, что за злостное уклонение от явки по вызову законопроект предусматривает ввести админответственность. В частности, предлагается дополнить Кодекс об админправонарушениях статьей о наказании за упомянутое нарушение штрафом в 1-5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (н.м.д.г.). Более того, в случае уклонения лица от дачи разъяснений АМК может обратиться в суд. Последний в течение пяти дней должен вынести постановление о даче разъяснений в суде под присягой или об отказе в этом. Такое постановление является окончательным и обжалованию не подлежит. Если же нарушитель будет игнорировать и решение суда, его туда доставят работники милиции. В то же время изменения в Уголовный кодекс предусматривают ответственность за отказ лица от дачи разъяснений в суде в виде штрафа в 50-100 н.м.д.г. или исправительных работ на срок до двух лет, а при предоставлении явно недостоверной информации или известной информации не в полном объеме — в виде штрафа в 10-100 н.м.д.г. или исправительных работ на срок до двух лет.
Комментарий чиновника
Светлана МОРОЗ, заместитель председателя АМК Украины:
— Практика комитета и мировой опыт показывают, что субъекты ведения хозяйства не фиксируют свои договоренности в формальных соглашениях и договорах, а эти действия совершаются тайно. В связи с такими скрытыми договоренностями возникает проблема в сборе доказательств. И комитет сегодня не обладает необходимыми инструментами сбора таких доказательств. Поэтому этот проект закона предусматривает детальное урегулирование порядка обращения госуполномоченного, председателей территориального отделения в суд для принятия судом решения о проникновение в жилое или иное помещение частного лица, проведение в них осмотра или обыска.
Вилен ВЕРЕМКО