Налог на недвижимость: спасать будут «единицы»
Принятие бюджета стоило украинцам многочисленных изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах, от чего пострадали все, даже наименее социально защищенные категории граждан, пишет Украина Коммунальная
К примеру, Законом №76-VIII «О внесении изменений и признании такими, что утратили силу, некоторых законодательных актов Украины» было отменено широкий круг льгот и выплат отдельным категориям лиц, изменен порядок их предоставления и пересмотрен уровень социальных гарантий. В частности, без существенных доплат остались учителя, медики и работники культуры, было заморожено среднюю заработную плату, которая применялась при определении пенсии, отменено право на все виды бесплатного проезда в транспорте для ветеранов, инвалидов, чернобыльцев и других категорий граждан, ограниченно предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.
Закон №77-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» принес украинцам под соусом уменьшения ЕСВ и легализации зарплат не только усиление ответственности работодателя и штрафы, но и существенно уменьшенные суммы страховых выплат из объединенного Фонда социального страхования. Так, например, с 1 января 2015 года пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу вместо четырехкратного размера в размере 100% средней заработной платы (дохода), исчисленной в порядке, установленном Кабинетом Министров, и не зависит от страхового стажа. Также существенно изменено в сторону уменьшения суммы пособие в связи с временной нетрудоспособностью, так называемые «больничные».
Но наиболее резонансным стал Закон №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». Им было фактически введено новую версию порядка начисления и уплаты налога на недвижимость.
Напомним, документом предусмотрено пять основных нововведений. Первое, базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей. При этом, к нежилой недвижимости входят также хозяйственные постройки. «Старт» начисления обязательств с налога на недвижимость начинается для квартиры/квартир независимо от их количества) с 60 кв. м, для жилого дома/домов - с 120 кв. м, для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей - со 180 кв. м. Заметим, ранее начисления начинались соответственно 120, 250 и 370 кв. м. То есть льгота на налогообложение жилой недвижимости «похудела» вдвое, для нежилой недвижимости она не предусмотрена и, таким образом, фактически с налогом столкнутся почти все украинцы, независимо в каких домах они живут.
Второе, по новому закону налогообложению также подлежат садовые и дачные дома. При расчете налога, общий метраж дач и садовых домов теперь будет суммироваться с общим метражом жилья. Льгот, которые действовали до 2015 года, не предусмотрено.
Третье, из Налогового кодекса исключен пункт об освобождении некоторых категорий граждан (малообеспеченные, многодетные или приемные семьи, опекуны и попечители детей) от уплаты налога на недвижимость. Поэтому, теперь даже малообеспеченным придется искать средства на «жилищный» налог.
Четвертое, с нового года в налогообложении недвижимости не существует дифференциации. Для всех установлена единая ставка налога - 2%. Сегодня уже не важно - имеешь ли ты крохотный домик или дворец - условия для всех равные.
Пятое, налог на недвижимость определен как местный платеж. То есть принятие решения о его введении на территории конкретного населенного пункта - в компетенции местных советов. При этом власть «на местах» имеет право повысить барьеры необлагаемого метража и установить дополнительные льготы по уплате налога для отдельных категорий граждан, исходя из их имущественного положения и уровня доходов.
Примечательно, в этом году украинцы будут платить налог за свои квартиры и дома по законам 2014 года. Нормы налогообложения недвижимости, запущенные в январе-2015, будут действовать в 2016 году, но сам факт принятия такого антисоциального и дискриминационного документа не может не возмущать.
Стоит заметить, месяцем по принятию соответственного «бюджетного сопровождения», парламентарии начали осознавать, что своими действиями повлекли за собой повышение социальной напряженности в стране, которая и без того страдает еще и из-за военных действий на территории Донецкой и Луганской областей. Опасения возможных негативных последствий заставили нардепов инициировать внесение изменений в некоторые законодательные акты. В частности, в украинцев появилась надежда на пересмотр нового порядка начисления и уплаты налога на недвижимость.
В конце прошлой недели в Верховной Раде депутат от «Народного форнта» Александр Дроздик зарегистрировал проект Закона №2091 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения объектов недвижимости)». Сейчас документ предоставлен для ознакомления ответственным Комитетам ВР. Однако, это еще не означает, что на торжество справедливости в вопросе налогообложения недвижимости могут надеяться все. При условии согласования этого законопроекта Комитетами, вынесение на рассмотрение Верховной Рады, принятие нардепами и подписание Президентом, нормы Закона №71-VIII «переигрывают» только для многодетных семей, участников боевых действий, общественных организаций физкультурно-спортивного направления.
Законопроектом №2091 предполагается расширение списка объектов, которые не подлежат налогообложению. В частности, предлагается не начислять налог на объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие участникам боевых действий, лицам, которые согласно закону имеют статус многодетных семей, а также освободить от такого налога объекты жилой и нежилой недвижимости общественных организаций физкультурно-спортивной направленности, специализированных учебных заведений спортивного профиля, детско-юношеских спортивных школ, детских лагерей отдыха.
По мнению господинана Дроздика, если Налоговым кодексом предусмотрено исключить из объектов налогообложения здания предприятий промышленности и сельского хозяйства, то справедливо бы было в обязательном порядке в перечень необлагаемых налогом объектов недвижимости добавить предложенные здания.
«Принятие законопроекта позволит защитить права многодетных семей, участников боевых действий, обеспечить право детей на занятия спортом, а также способствовать развитию физической культуры и спорта» - пишет он в пояснительной записке к документу.
Заметим, по действующей норме Налогового кодекса не облагаются объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в государственной собственности; собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий; принадлежащих детям-сиротам, детям, лишенных родительской опеки, и лицам из их числа, детям-инвалидам, которые воспитываются одним из родителей (не более одного объекта на ребенка); расположенные в зонах отчуждения; здания детских домов семейного типа; промышленности; сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности; общежития; жилая недвижимость непригодная для проживания; объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса (МАФы).
Примечательно, согласно опросу , который проводила «Украина Коммунальная» на своих электронных страницах в период с 2 по 9 февраля с.г., большинство респондентов - 69% - не согласны платить налог на недвижимость по новому порядку. 39% из них убеждены, что недвижимость нужно облагать по стоимости, а не по метражу, еще 30% отмечают, что «апгрейд» налога на недвижимость имеет дискриминационный характер. 6% опрошенных не против платить «жилой» налог, однако, лишь при условии, что местная власть откорректирует механизм.
Учитывая общественное мнение, можно сделать вывод, что внесение изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения объектов недвижимости, предлагаемые нардепом Александром Дроздиком, мало удовлетворят подавляющее большинство украинцев, и социальное недовольство будет расти с приближением 2016 года. Курс на спасение единиц из числа всех пострадавших от «апгрейда» налога на недвижимость - «ложка меда», однако ее недостаточно.
Анастасия Люк
Комментарии посетителей
дійсно, панове, досить вже!