Об ипотеке замолвите слово
Любит наше правительство баловать народ новшествами. То тут, то там, погляди, что-нибудь, да организовывается.
Любит наше правительство баловать народ новшествами. То тут, то там, погляди, что-нибудь, да организовывается.
И не думаем мы, заботами бытовыми обремененные, что все это действие — лишь имитация. Впрочем, мы к этому уж привыкли. Не так давно потчевали честной люд известием о создании кредитного бюро. А теперь уж и ипотечный реестр предлагают. Почему б не взять?
Взять, да не нам. Пока за дело взялся Минюст. Именно его государство определило держателем государственного реестра ипотек. Сам реестр, предполагают в правительстве, должен начать работу уже на текущей неделе. Ведь весь мир живет по принципу обмена информацией и рационального ее использования. У нас же только-только начинает развитие. И мы просто обязаны поддержать ее на этом этапе. Поддержали — Министерство юстиции Украины начинает работу Государственного реестра ипотек. Нынче, отмечает министр юстиции Александр Лавринович, созданы все технические условия для функционирования единой базы данных реестра. Пользователи могут подключаться к работе, и получать доступ к реестру. Ведение Реестра ипотек, согласно постановлению «Об утверждении Временного порядка государственной регистрации ипотек», принятому в конце марта, должно быть обеспечено до конца текущего месяца. В Госреестр будут вноситься все без исключения договоры ипотеки, в том числе и те, которые были заключены с начала года. Администратором Реестра, которому поручено отвечать за хранение единой компьютерной базы данных Реестра, определили «Информационный центр» Минюста. На счета его и будут приходить средства от физических или юридических лиц, которые планируют направить исключительно на обеспечение ведения реестра.
Аналитики считают, что с его введением будут реализованы положения закона «Об ипотеке». По их комментариям, проект требует регистрации банковских кредитов на покупку жилья в специальном реестре. В целом, согласно законодательному акту, реестр должен определить преимущественное право одного лица относительно права другого лица на одно и то же недвижимое имущество. Регистрацией ипотечных договоров разрешено заниматься как государственным нотариальным конторам, так и частным нотариусам. Они также могут принимать запросы, выдавать заверенные выдержки из Реестра и тому подобное. А за внесение записи в Государственный реестр ипотек, изменений в запись или за выдачу выдержки из Государственного реестра ипотек предусмотрена плата — 34 гривны. Такая цена, считают эксперты, наиболее доступна для нашего недоверчивого гражданина.
На первом этапе создания реестра мнения экспертов разделились: против создания специального реестра ипотек в Министерстве юстиции активно выступал Государственный комитет по земельным ресурсам. Ему принадлежала идея создания на собственной базе государственного земельного кадастра. Кстати, земельный вопрос тоже принадлежит к числу наиболее «временных». Однако эти разговоры пока не имеют даже бумажного исхода. Зато у Госкомитета есть веские причины быть неудовлетворенными, и активно ходатайствовать о своих намерениях. Ведь первоначально создание реестра предусматривалось именно на базе Госкомитета. Руководство его вместе со служащими не сидели сложа руки — там, по свидетельству аналитиков, уже проведена огромная работа. И даже больше: руководство практически определилось с кадрами, которые должны были обеспечивать работу реестра. Есть и другой момент: старания Госкомитета основаны также на деньгах — для создания специальной программной базы Мировой Банк выделил структуре $195 млн. Так почему же правительство отдало предпочтение Министерству юстиции, не заметив потуг Государственного комитета по земельным ресурсам?
Ответ, который сейчас дают на этот вопрос украинские аналитики, прост. Мол, Министерство юстиции имеет гораздо лучшую техническую базу для эффективной работы реестра. Это, по их мнению, и повлияло на решение Кабинета министров. Однако не исключено, что в тут немаловажную роль сыграл «человеческий фактор», то есть личные отношения руководителей обеих структур с первыми лицами Кабмина. У Александра Лавриновича, и в этом нет секрета, достаточно прочные отношения с «верхушкой». У него также имеется ряд весьма привлекательных знакомств с наиболее влиятельными банкирами. Именно эта дружба, по неофициальным данным, и стала причиной лоббирования в парламенте подобного сотрудничества — контакты Минюста с банкирами для последних не предусматривают дополнительных нагрузок (в случае, если бы победил «земельный комитет», банки-участники, несомненно, попутно обязали бы сотрудничать с аграриями).
Принятие временного решения, констатировали зарубежные специалисты, позволит украинским банкам возобновить кредитование. Однако, подчеркивают они, решение действительно временное, и сейчас все равно необходимо как можно быстрее принять сам закон. Данная расстановка точек попросту выгодна отдельным финансовым группам. Выгодна она и правительству, поскольку в основе любого декларируемого сегодня постановления лежит, по словам государственных экспертов, лежит желание разобраться с фактами и принять мудрое решение.
Руководители финансовых структур отмечают, что правительству, инициирующему создание тех или иных учреждений, неплохо бы, во-первых, прислушаться к мнению будущих партнеров (читай — банков), а во-вторых, присмотреться к европейскому опыту. Ведь во многих странах подобные учреждения существуют много десятков лет, и работа их хорошо отлажена. У нас же, констатируют банкиры, действия зачастую сводятся к формальному «началу работы», за которым стоит несколько лет апробации путем проб и ошибок. Ведь для того, чтобы любой подобный реестр действительно работал, нужно подготовить ряд документов. Но пока создающиеся учреждения в Украине работают по принципу «имитации бурной деятельности», а правительству выгодно отбирать не по принципу реальных действий, а толщине предлагаемого «пресса» или же личных интересов, продажа отраслей неизбежна. Так что присоединяйтесь и покупайте, пока есть возможность…