Одесские мосты: засыпанные реликты, мечта самоубийцы и утопические развязки
Несмотря на в целом равнинный рельеф местности, нельзя сказать, что Одесса стоит на ровном месте. Побережье наше изрезано глубокими оврагами и балками, протянувшимися на расстояние от нескольких сотен метров до вполне километровых величин. Балки, с одной стороны, служили удобными спусками к морю – берег в 18 веке, когда был основан город, представлял собой сплошной обрыв. С другой стороны, они делили город на части, затрудняя сообщение между ними. Поэтому быстрое появление на карте Одессы целого ряда мостов выглядит вполне естественным и закономерным.
Если посмотреть на Одессу сверху, то видно, что в ее центральной части пересекают две балки – Военная и Карантинная. А чуть дальше – Водяная балка, через которую шли, да и сейчас идут, все дороги из города в северном направлении.
Как это было: мосты, которых уже нет и их остатки
Первым известным одесским мостом стал деревянный мост через Карантинную балку, расположенный где-то неподалеку от нынешнего Строгановского моста (Греческая улица) и построенный для связи собственно города с крепостью, которая была на территории нынешнего парка Шевченко.
Вторым и третьим стали мосты через Военную балку по улицам Гаванной и Гимназской. Если хорошо покопаться на перекрестке Гаванной и Ланжероновской – то этот старый мост вполне можно найти и продемонстрировать наглядно. А мост по Гимназской, заложенный в феврале 1811-го, достроен был в апреле 1812 года уже по Дерибасовской улице – ее за это время успели переименовать. Из старых мостов над Военной балкой мы можем лицезреть только каменный трехарочный Сабанеев.
Через Карантинную балку были переброшены мосты по Греческой, Полицейской (Бунина), Жуковского, Еврейской, Троицкой и Успенской улицам. Мосты на Троицкой и Успенской не сохранились, так как верховья Карантинной балки были засыпаны вместе с ними.
На улице Еврейской находится в настоящее время даже не мост, а полумост, носящий имя бывшего владельца расположенных рядом домов Сикарда.
Построенный купцом Новиковым в 1824 году каменный мост по улице Жуковского не только сохранился, но в 2009 году был полностью реконструирован.
Мост по улице Бунина – металлический, носящий имя последнего новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находится в довольно изношенном состоянии, хотя совсем недавно на нем обновили проезжую часть.
Множество мостов было переброшено через Водяную балку: самый первый из них около Херсонского сквера, следующие — у Ольгиевского и Матросского спусков, Колонтаевской, Разумовской, Виноградной, Дальницкой и Мельницкой улиц. Большинства
Этих мостов сейчас нет — они были уничтожены во время реконструкции улицы Фрунзе в 1970-х годах, либо засыпаны ранее.
Хорошо видно место на Дальницкой, где до эпохи застоя был высокий каменный Дальницкий мост, построенный в 1837 году. Сейчас это самое низкое место улицы, где расположена автозаправочная станция. За забором которой увидеть Водяную балку.
Один из двух сохранившихся старых мостов, Михайловский, находится на улице Виноградной (Бабеля). Хотя, собственно, мостом сейчас его назвать трудно… С одной его стороны видно Водяную балку, превратившуюся в большую свалку, а с другой, прямо над ним, нависает земляная насыпь, на которой находится автостоянка гипермаркета «Фоззи». Как утверждают чиновники, мост в рабочем состоянии и когда-нибудь его даже отремонтируют.
Остатки второго моста еще видны на улице Строганова – в виде старого каменного парапета. Само сооружение давным-давно засыпано. По нему ходил трамвай на Дальние Мельницы, сожранный в 2008-м году строящейся автомагистралью «Север-Юг».
Мало кто знает о существовании целых одиннадцати крепких каменных мостов через ров второй черты Порто-Франко – сейчас это улицы Старопортофранковская, Пантелеймоновская и Белинского. История сохранила названия этих мостов: Ольгиевский в конце одноименной улицы, Институтский - у бывшего института благородных девиц, Лютеранский в конце Лютеранского переулка, Ланга в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) у начала Прохоровской улицы, Всех Святых в конце Новорыбной улицы, Малый у начала улицы Болгарской, Сенной у Старосенной площади, Палена по Канатной улице, Императрицы в начале Французского бульвара и Ланжероновский (Крепостной).
Строгановский и Тещин мосты – сигануть вниз иль жить остаться?
Через Карантинную балку переброшен был и крупнейший дореволюционный мост Одессы – Строгановский. Строили его десять лет, с 1853 по 1863 годы, под чутким руководством архитектора Гонсиоровского. Конструкция была длиной 120 метров и фактически представляла собой два моста, соединенных насыпью. Поскольку мост был самым высоким в городе, то пришлось поставить высокое ограждение – чтобы заставить самоубийц потрудиться с перелезанием.
«Он снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку», – так описывал Строгановский мост известный историк-краевед Александр де Рибас почти сто лет назад.
От этого моста сохранилась лишь оригинальная решетка и некоторые каменные конструкции. Сам он при реконструкции в начале 70-х был заменен на новый железобетонный.
В конце 1960-х соорудили пешеходный мост над Военной балкой, соединивший Приморский и новый Комсомольский бульвары. С легкой руки одесского сарафанного радио его быстро нарекли «Тещиным» в честь тещи сами знаете кого. Мост немедленно отобрал у Строгановского пальму первенства по высоте и, тоже на всякий случай, обзавелся высоким безвкусным ограждением.
Состояние Тещиного моста, несмотря на проведенный в 2005 году ремонты, внушает у специалистов серьезные опасения. Одна из его опор «ползет» по склону, в результате чего мост со временем может скрутить как резиновый жгут. Чиновники, отвечающие за мосты и дороги, об этой проблеме предпочитают молчать, зато много разговоров ведется об излишнем весе моста – все дело в сотнях и тысячах замков со словами о вечной любви.
В Одессе прыгуны с мостов в поисках смерти уже давно перевелись. И новостные ленты, и милиция за последние лет десять не отметили ни одного случая самоубийства на мостах. Психологи говорят, что покончить с жизнью, бросившись с моста, обычно хотят желающие умереть публично, красиво или же те, кто жаждет, чтобы его спасли в последний момент случайные свидетели. Судя по всему, таких в нашем городе больше нет.
Экзотические мосты Одессы
Есть в Одессе и другие, не менее старые и интересные железнодорожные и трамвайные мосты. Это два моста у станции «Одесса-Товарная» – Горбатый (Бароновский) и над улицей Водопроводной. Целая куча мостов находится у Пересыпи, из-за чего целый район так и называется: Пересыпские мосты. Самый примечательный из них - это Глухой мост, небольшой тоннель для трамваев «камышового» маршрута, проложенный под железнодорожной насыпью при прокладке линии паровика к Хаджибейскому лиману.
На Полях орошения, рядом с Окружной дорогой, стоит неприметный бетонный мостик. На нем дата – 1915 год. Мостик этот раньше был на берегу лимана. Строили его бельгийские инженеры для так и не проложенной трамвайной линии по берегу лимана от Жеваховой до Шкодовой горы.
На Большом Фонтане и Даче Ковалевского до сих пор стоят дореволюционные мосты, по которым трамвайная линия пересекает Рыбачью балку. Такие же мостики для трамваев стоят в Аркадии, у самого пляжа, и в Люстдорфе, Черноморке.
Утопия как она есть
В советское время в городе построили значительно меньше мостов, чем во времена Российской Империи. Оно и понятно: во всех основных местах мосты уже стояли, а новые появлялись только при строительстве крупных транспортных магистралей. Примерно в одно время появились мосты над улицей Балковской (Фрунзе), у автовокзала; Ивановский путепровод, мост к морскому вокзалу и Тещин мост. Первый стал единственной существующей в городе многоуровневой транспортной развязкой.
В настоящее время одесские мосты исправно служат городу. Все они в различной степени изношены, но, по словам заместителя начальника управления дорожного хозяйства Валерия Нагуляка, находятся в рабочем состоянии. Первоочередной задачей сейчас является реконструкция Ивановского путепровода.
В планах на будущее предусмотрены и многоуровневые развязки: на пересечении в районе переулка Ипподромного; проспекте Маршала Жукова угол проспекта Академика Глушко; улице 25-й Чапаевской дивизии угол проспект Маршала Жукова, а также на северном участке трассы «Север-Юг». Когда и за какие шиши они будут построены – непонятно.
Вообще, Одесса остро нуждается в новых мостах и многоуровневых развязках. Можно перечислить несколько мест: 1-я станция Люстдорфской дороги, 5-я станция Большого Фонтана, перекресток у Молодой Гвардии. Также остро назрела необходимость в постройке путепровода над железной дорогой в начале Тираспольского шоссе.
А в качестве самой развесистой клюквы одесситов потчуют рассказами о мосте через весь Одесский залив и об эстакаде с Таможенной площади в сторону парка Шевченко.