Почему госбюджет недосчитался 112 млрд грн: инфографика
Недавно портал Domik.ua рассказывал о том, как украинцам переписывают кредитные правила .
О состоянии госфинансов можно судить с разных точек зрения. Правительство, например, предпочитает сравнивать с предыдущими годами. Фактические расходы госбюджета в 2016 г., по данным Государственной казначейской службы, составили 684,7 млрд грн, и это на 18,7% больше, чем в 2015-м. Однако если учесть, что потребительские цены в 2016-м, по данным Госстата, выросли на 13,9%, а цены производителей промышленной продукции — вообще на 20,5%, то цифры роста бюджетных расходов уже не впечатляют.
Еще более суровая реальность открывается, если сравнивать фактические расходы с плановыми, то есть смотреть именно на выполнение бюджета. Тогда оказывается, что 684,7 млрд грн факта — это на 23,6 млрд грн меньше плана. Кроме того, более чем наполовину сорваны планы кредитования из бюджетных средств: было предоставлено кредитов только на сумму 7,1 млрд грн (меньше, чем в 2015-м), хотя в плане записано 15,9 млрд грн.
Из крупных направлений расходов только одно было профинансировано на 100% — социальная защита пенсионеров. В то же время сфера обороны недополучила почти 7,4 млрд грн, а это девятая часть обещанных средств. На экономическую деятельность направлено на 11,2 млрд грн меньше, чем планировалось, и в этой недостаче, между прочим, кроется сумма, которую недосчитался "Укроборонпром". В ноябре 2016 г. гендиректор концерна Роман Романов спрогнозировал, что недофинансирование концерна по государственному оборонному заказу на 2016 г. составит около 1 млрд грн. Петр Порошенко на заседании СНБО 27 января 2017 г. подтвердил, что оборонный комплекс испытывал серьезные финансовые проблемы: "Расходы общего фонда госбюджета, которые составляли около 58% от общего объема финансирования, были профинансированы на 100%, а расходы специального фонда были профинансированы менее чем на 1%". Исходя из цифр, приведенных президентом, нетрудно подсчитать, что оборонный комплекс недополучил 41% обещанных ему денег.
Среди других направлений экономической деятельности особенно много недополучили электроэнергетика (2,3 млрд грн кредитования) и дорожное хозяйство (2,5 млрд грн кредитования и 1 млрд грн бюджетных расходов). Кроме того, на 3,6 млрд грн меньше, чем планировалось, было направлено на высшее образование, а сфера ЖКХ не дождалась из госказны 2 млрд грн кредитных средств.
Читайте также: Банкирам запретили втихаря повышать украинцам цены
Эта картина кажется удивительной, если вспомнить бодрые отчеты ГФС. Годовые планы по подоходному налогу, налогу на прибыль, акцизам, а также по НДС на товары, ввезенные в Украину, и ввозной пошлине перевыполнены суммарно на 28,7 млрд грн. Также есть перевыполнение и по некоторым неналоговым статьям доходов. Вдобавок 42,8 млрд грн было сэкономлено за счет меньшего, чем планировалось, объема погашения по внутренним и внешним долговым обязательствам.
Однако все эти успехи были перекрыты серьезными провалами, случившимися по разным причинам. Прежде всего, при планировании бюджета трезвый расчет традиционно конкурировал со стремлением удовлетворить пожелания внешних кредиторов, различных ведомств и госкомпаний, губернаторов и депутатов. Затем депутаты многократно саботировали принятие законов (например, о спецконфискации), способных пополнить казну, и в то же время усердно посылали сигналы Западу, отбивающие охоту помогать Украине. Срыву бюджетных планов способствовал и разнобой в действиях правительства, ведомств, госкомпаний и местных властей, приведший, в частности, к провалу приватизации (она дала в 2016 г. только 1% от запланированных средств). В итоге, если просуммировать все статьи, по которым госбюджет недосчитался поступлений, получится дыра объемом свыше 112 млрд грн.