Почему импортная гречка может занять до четверти внутреннего рынка Украины
Ранее Domik.ua рассказывал, с кем Украина будет торговать в 2016 году .
Основными факторами станут уменьшение посевных площадей и неблагоприятные погодные условия. В результате страна будет вынуждена импортировать продукт.
Следует отметить, что импорт гречки давно вызывает устойчивое неприятие со стороны украинских производителей. Коммерческий директор ООО «Сквирский комбинат хлебопродуктов» Игорь Коцел (предприятие производит тысячу тонн гречневой крупы в месяц) отметил, что в Украину завозится все больше российской гречки, что весьма негативно влияет на внутренний рынок и собственное производство.
«Потенциал внутреннего рынка гречки уменьшается год от года. Обваливаются цены, это бьет по украинским производителям. Надо помнить, что российские предприятия получают дотации от государства, а наши производители выживают на рынке самостоятельно. В условиях, когда дорожает посевной материал, топливо и все остальное, украинские предприятия также нуждаются в дотациях», — говорит он.
Все эти факторы, вкупе с уменьшением посевных площадей, играют на руку импортерам.
«Мы не видим запаса гречки на внутреннем рынке. В этом году посеяно на 15% меньше, чем нужно», — констатирует Игорь Коцел.
Читайте также: Социальная беспомощность: с 2016 года украинцы потеряют ряд льгот
По прогнозам Министерства агрополитики и продовольствия Украины на 2015/16 МГ (опубликованы в сентябре 2015 г.), предложение на рынке гречки, в целом, составит 196 тыс. т: производство – около 140 тыс. т, переходные запасы — 30 тыс. т, импорт — 26 тыс. т. Внутреннее потребление составит 171 тыс. т, таким образом, ожидаемые остатки — на уровне 25 тыс. тонн.
Специалисты УКАБ отмечают, что ежегодное потребление гречки в Украине составляет 155-180 тыс. т — с тенденцией к уменьшению. Основным фактором является рост стоимости продукта в последние годы – при снижении платежеспособности населения.
Объемы производства также снижаются — в связи с низкой рентабельностью (иногда граничащей с убыточностью), а также ориентацией гречки на внутренний рынок. Снижение покупательной способности национальной валюты усугубляет ситуацию: в данном случае цена продукта не так быстро реагирует на обесценивание гривны, как стоимость товаров, ориентированных на экспорт.
Эксперты констатируют, что в нынешнем маркетинговом году из-за границы необходимо будет ввезти 30-40 тыс. т продукта, а это означает, что импорт в текущем сезоне может занять до четверти внутреннего рынка.