Почему Минфин выдает свои желания за желания МВФ
А вновь получить деньги по программе расширенного финансирования EFF Фонд сможет только в том случае, если новое правительство будет готово выполнять все обязательства, которые взяла на себя прежняя власть.
Ранее Domik.ua писал, чем чреваты для украинской экономики советы МВФ .
Инвестаналитик Иван Угляница специально для Forbes проанализировал, насколько правильно ведомство трактует желание главного кредитора страны, и стоит ли этому верить.
Заявления, исходящие из Кабинета министров и Министерства финансов, в частности, относительно того, что якобы говорят МВФ и международные кредиторы. Либо – относительно того, как Минфин и правительство оценивают возможную реакцию со стороны МВФ на их действия или бездействие. Посредством такой нехитрой интерпретации Минфин с правительством уже неоднократно пытались выдать свои интересы за требования МВФ.
Очевидно, что такой манипулятивный инструмент нельзя использовать многократно, особенно когда предыдущие подобные заявления спустя какое-то время оказывались абсолютно беспочвенными, надуманными. Либо вообще оказывается, что у МВФ противоположное мнение в сравнении с тем, как оно было представлено и интерпретировано Минфином.
В итоге доверие участников рынка и политпроцесса к таким заявлениям падает, и сами заявления уже не несут в себе никакого веса, даже если могут быть правдивыми, или, как минимум, не противоречить реальности.
Ситуация на сегодня такова, что в любом случае МВФ фактически прекратил свою программу в Украине, точнее, скажем, приостановил. И ее возобновление пока маловероятно, равно как и непонятно, что должно произойти для этого.
Вернее, понятно, что должно произойти, но точно так же понятно, что этого не произойдет – ни в случае, если останется нынешнее правительство, ни в случае, если оно будет каким-то образом трансформировано без изменения подходов.
Очевидно, что сама система власти в стране не изменилась, реформы эта система не способна проводить. Соответственно, у кредиторов практически не остается резонов и мотивов, по которым они могли бы оправдать даже для себя, внутри, продолжение программы, не говоря уже о расширении.
Читайте также: Если у нас профицит платежного баланса, почему же у нас девальвация гривни?
Таким образом, говоря проще, правительство, конечно, может спекулировать и дальше на том, что деньги дали под эти «имена», которые само правительство представляет внутри страны как такие, которым доверяют международные кредиторы. Проблема лишь в том, что сами международные кредиторы так не думают, и не факт, что думали вообще. Поэтому такие заявления предназначены сугубо для внутреннего потребителя с целью продлить свое пребывание у руля, но не связаны при этом с выделением/не выделением средств Украине.
В значительной мере такие заявления перекликаются с «аргументами» еще одной ветви власти в лице Администрации, которая оправдывает любые непопулярные шаги «врагом у ворот» и концентрацией вражеских войск на границе. Здесь та же проблема, как и с заявлениями Минфина – это все одни и те же сказки о мальчике и волках в значительной мере.
Если же вернуться снова к технике заявления, то, безусловно, МВФ в случае изменения правительства (персоналий, политики) должен понять, готов ли новый состав взять на себя выполнение ранее взятых обязательств, какие позиции у новых людей, проанализировать готовность и вероятность каких-то непредсказуемых и негативных с точки зрения МВФ разворотов в политике. То есть, во многом это – технический момент и вопрос времени, относительно непродолжительного.
Но, возвращаясь к сути вопроса, пауза и непродолжение кредитования, невыдача новых траншей связана с более глубокими проблемами. И они точно не решатся тем, останется ли тот же состав правительства (и/или косметическими изменениями в правительстве), чьи «способности» к изменениям и реформам видны уже даже за океаном. Также и крайне маловероятно, что они могут быть решены какой-то перетасовкой правительства (пускай даже с абсолютно новыми именами) на базе существующих подходов. При этом никаких предпосылок к изменению существующих подходов не видно на горизонте, кроме каких-то непредсказуемых событий уровня зимы 2013-2014.