Право на ипотечный налоговый кредит: когда претендовать надо грамотно
ГНАУ указала на несколько условий, соблюдение которых дает налогоплательщику право уменьшить свой подоходный налог за счет "ипотечных" процентов.
Во-первых, подчеркивает ГНАУ, ссылаясь на ст. 10 Закона о НДФЛ, ипотечный налоговый кредит включает только часть процентов и рассчитывается по формуле, данной в п. 10.2 Закона. Однако если по договору ипотечного кредитования покупается (строится) жилье площадью до 100 м, то в состав налогового кредита можно отнести всю сумму фактически уплаченных процентов. Во-вторых, право собственности на объект ипотеки возникает с момента госрегистрации. До этого момента право собственности может распространяться только на материалы и оборудование, используемые в ходе строительства.
И, наконец, в-третьих, право на налоговый кредит по договору ипотеки возникает при условии, если дом (квартира, комната), который покупается или строится, станет основным местом проживания налогоплательщика. Такое определение - "основное место проживания" - должно подтверждаться налогоплательщиком самостоятельно, путем регистрации объекта жилой ипотеки по месту проживания (проще говоря, внесением данных в паспорт). Сведя воедино инструкции ГНАУ, выходит, что претендовать на ипотечный налоговый кредит (как правило, лишь на определенную часть процентов) можно только после госрегистрации жилищного объекта и проставления отметки в паспорте.
Аналогичную позицию ГНАУ высказывала и в своем предыдущем письме от 09.04.2009, в котором обращалось внимание на те же ключевые моменты.