РАДИ КВАРТИР БЫЛИ УБИТЫ ПЯТЕРО ЧЕЛОВЕК. Под судом — члены банды, которую возглавлял брачный аферист.
Этой красивой женщине на фотографии хотелось немного - уйти на край света за мужчиной, которому она без оглядки отдало свое сердце. Думая, что мечта сбылась, Виктория погибла вместе с дочкой Анечкой. Их убили по приказу и на глазах того самого человека, в котором они видели надежду и опору. Это были последние жертвы преступной группировки под началом Александра Рубанского (до приговора мы не можем называть фамилии обвиняемых, но после непременно прокричим их), о которой «Сегодня» рассказывала после разоблачения пару лет назад и по делу которой начинаются слушания в Апелляционном суде Киевской области. Четырех человек обвиняют в пяти жесточайших убийствах.
ОНА ХОДИЛА СЛОВНО ПОД НАРКОЗОМ
Наша совместная жизнь не сложилась, но теплые, дружеские отношения мы не прерывали, ? рассказывает Анатолий Оврас, муж Виктории. ? Наш сын Антон выразил желание жить со мной, Аня осталась с мамой, а Светлана, дочка Вики от первого брака, поселилась в квартире, доставшейся в наследство от бабушки. Между тем все дети были прописаны в кооперативной квартире, которую мы с Викой приватизировали в равных долевых частях. Когда Виктория выразила желание продать жилье, я поначалу отказался дать согласие на сделку. Человек, с которым она собиралась связать свою жизнь, мне не нравился и казался похожим на афериста. Вся семья уговаривала Вику быть осторожной с ним, но она ходила словно под наркозом.
Да и Александр Рубанский, на первый взгляд, вел себя прилично ? рассказывал, что в Тетиеве, куда собирался забрать Вику с дочкой, у него есть дом, бизнес, обещал нанять Ане репетитора, чтобы после школы девочка поступила в вуз. Настораживало, что он очень торопил события. Вика даже пыталась продать квартиру без моего ведома, но брокер воспротивился. Узнав об этом, я наложил на жилье арест, но потом снял его ? Вика просто умоляла не ломать ей жизнь, а мне и правда этого не хотелось, Из вырученной за квартиру суммы я взял только долю Антона ? $2500. Остальные деньги получила Вика и отдала Рубанскому. В Тетиев они уехали в конце 2000 года и будто в воду канули. То я, то моя мама звонили матери Александра и слышали в ответ, что все хорошо. А в марте эта женщина вдруг стала резкой и заявила что-то вроде: «Не знаю таких, не звоните!» Тогда в главке милиции Киевской области я написал заявление об исчезновении жены и ребенка- Ведь мы с Викторией не успели развестись.
4 апреля 2001 года прокурором Тетиевского района Киевской области было возбуждено уголовное дело по факту обнаружения на обочине автодороги Тетиев- Пятигорки четырех человеческих голов и четырех рук. Среди этого кошмара были останки молодой женщины и девушки.
? Я давно знаю Рубанского, ? говорит Светлана, старшая дочка Виктории. ? Он жил в нашем доме в другом парадном со своей семьей. Когда мама стала с ним встречаться, а это случилось в сентябре 2000 года, меня насторожило даже не то, что ее избранник намного моложе, а то, что он врет. Какое доверие может вызывать человек, имеющий два паспорта и рассказывающий небылицы? Но мама ничего и никого не хотела слушать. Когда они вместе стали жить и заговорили о продаже квартиры, я даже участкового милиционера попросила, чтобы он зашел к ним, присмотрелся к Рубанскому. Не знаю, ходил он туда, не ходил… Еще в октябре того же года послала по почте в районный отдел внутренних дел письмо, дескать, если с Викторией Оврас что-то случится, прошу в первую очередь проверить такого-то…
ДЛЯ ПЕРВОЙ ЖЕРТВЫ ЯМУ ВЫРЫЛИ ЗАРАНЕЕ
Интуиция, которой лишилась влюбленная Виктория, не обманула ее дочь Светлану. Согласно материалам обвинительного заключения, досудебным следствием установлено, что весной 1999 года Александр Рубанский создал преступную группировку с целью завладения квартирами в составе ранее судимых Степана Черного и Владимира Харлова, к которым вскоре присоединился Александр Быков. У Рубанского действительно было два паспорта -на свою фамилию и на фамилию Корсакова.
Первой жертвой банды стала… жена Харлова, она же сестра Черного ? Елена. Осенью 1998 года Рубанский, считавшийся другом семьи, предложил свою помощь в продаже квартиры. Дабы облегчить процесс, убедил женщину выписать из квартиры двух дочерей и оформить жилье на супруга. Та повиновалась, ни минуты не задумываясь о последствиях. Квартира была продана за $11200, которые поделили между собой Елена, Харлов и Рубанский. При этом Александру достался еще и КамАЗ, переоформленный с Елены на его мать за $3000. Наивная женщина не догадывалась, что ни муж, ни брат, ни тем более Рубанский не собирались оставлять деньги в ее руках. И тем более не могла предположить, что на берегу Днепра, куда вся компания в конце марта 1999 года поехала на шашлыки, для нее уже приготовили яму. В спиртное Елене подсыпали какой-то препарат, отчего она потеряла сознание. Не знаем, видел ли Харлов, как шурин стал душить его жену или просто стоял в сторонке, отвернувшись, но убить сестру у Черного не хватило духу. Рубанский, как гласят материалы следствия, лично переломил женщине шейный позвонок.
С этого дня Харлов и Черный попали в полную зависимость от Рубанского. Для овдовевшего Харлова с младшей дочерью Александр купил дом в Тетиеве и приставил подручного следить за строительством своего магазина. Это проклятое место впоследствии превратится в братскую могилу.
ТРЕТИЙ ПАСПОРТ И НОВАЯ КРОВЬ
С Татьяной Иронской Рубанский познакомился летом 2000 года, когда та продавала автомобиль своего тяжелобольного сожителя Шитова (некоторые фамилии по тексту изменены). Красавчику Александру с его умением обхаживать дам ничего не стоило очаровать уставшую от жизни женщину. Он делает это, зная, что гражданский муж Татьяны вот уже долгое время не выходит из тубдиспансера, и завладеть его документами на машину и жилье будет проще простого, если перешагнуть еще через одну-две жизни.
К этому времени в составе группировки находится и Александр Быков. Ему вместе со ставшим уже штатным палачом Черным Рубанский поручил убить Татьяну. Подпоив, несчастную зарезали на территории того самого магазина в Тетиеве, спрятав останки под строящимся зданием. В паспорт Шитова Рубанский вклеил свое фото и, дабы подстраховаться, фиктивно продал квартиру некому Юрченко. Тот, разумеется, был в курсе, что совершается афера, однако согласился в ней участвовать. На свою беду,
Не успел Юрченко реализовать квартиру Шитова и отдать Рубанскому деньги, как новоявленные друзья-приятели уговорили его продать свое жилье, рисуя радужные перспективы. Дескать, есть такой замечательный городок Тетиев, где можно развернуть нехилый бизнес, приобрести усадьбу… Под предлогом «наглядности» Юрченко привезли в дом Харлова, где по традиции устроили пирушку. Несовершеннолетняя дочка Владимира наблюдала, как Рубанский ударил гостя по голове бутылкой из-под шампанского. От страха девочке стало дурно, она выбежала из комнаты, а когда вернулась, увидела кровь…
Юрченко закопали там же, где Татьяну Иронскую. Могла ли Виктория Оврас догадаться, что под магазином, о котором так много рассказывал «суженый», уготовано место и для нее с дочкой?
КОГДА УБИВАЛИ ВИТУ, ОН ДЕРЖАЛ ЕЕ ЗА РУКИ
? В декабре у Анечки как раз был день рождения. Я не знала, где искать девочку, чтобы поздравить, и затревожилась, когда ни она, ни Вита не дали о себе знать. Потом подумала: наверное, им так хорошо на новом месте, что даже про родственников забыли, ? рассказывает Александра Сироштан, тетя Виктории. ? Но когда Вика не приехала, не позвонила на день рождения сына, я поняла, что случилось несчастье. Она любила Антона и даже хотела забрать его с собой, но мальчик остался жить с отцом. Спасибо, хоть он спасся от этих негодяев! Викина свекровь, Нина Дементьевна. которая очень хорошо относилась к моей племяннице и очень за нее переживала, все плакала и повторяла: «Их нет в живых! Их нет в живых!…» Так получилось, что с могилы моего родственника похитили крест. Я пошла в милицию по этому поводу и рассказала о своем горе. Тогда же узнала, что под Тетиевым нашли человеческие головы. У меня попросили фографию Виктории, я выбрала самую красивую из тех нескольких, что остались… Ведь этот человек, накажи его, Господи, уничтожил все семейные снимки, документы. Мебель, все вещи из квартиры вывез, ничего не оставил, будто и не было на свете родных мне людей!
Александре Сидоровне стоит огромного труда сдержать льющиеся потоком слезы и проклятия в адрес Александра. Она, которая любила Викторию как родную дочь и обожала Анечку, имеет право на самые жестокие, самые испепеляющие слова. Немного успокоившись, женщина продолжает:
? Эксперт написал, что убитой от 25 до 35 лет. Вика была старше, но выглядела очень молодо. Когда я принесла ее фото, то рассказала, что у племянницы был надломан кусочек зуба, а у Ани один зубик находил на другой. Возвращаясь домой, дала волю слезам. Вот, думаю, сейчас войду в квартиру, и мне позвонят. Так и получилось ? позвонили, сообщили, что 90 процентов совпадений, попросили приехать снова. Но сил двигаться уже не хватало, следователь сам ко мне пришел. То, что от Виты с Аней осталось, нам отдали только 15 мая 2002 года. Средств, чтобы им место на кладбище купить, не было, поэтому подхоронили моих девочек к покойному свекру Виты…
Из денег, которые Александр получил за квартиру Оврас, для него, красивого, приобрели Форд «Скорпио» (причем машину Рубанский оформил на свой второй паспорт ? Корсакова) и кое-какие обновки для Виты с Аней. Некоторое время они втроем жили в гостиницах, ожидая, пока брокер вернет удержанные в качестве залога за сделку 31000. Александр, как всегда, торопил события, поэтому доверенность на получение этих денег Вика оформила на его мать. 14 декабря 2000 года, в канун дня рождения Анечки, они вместе с Черным и Быковым уехали в Тетиев, спрятав в машине купленные на рынке «Юность» нож и топор. Оставив девочку в квартире Харлова, Рубанский, натянуто улыбаясь, повез счастливую женщину смотреть тот самый магазин. Когда подручные убивали Викторию, он держал ее за руки… На то же место названный «папа» привез и Анечку. Согласно материалам досудебного следствия, Рубанский лично нанес ребенку смертельный удар ножом. С мертвой Вики негодяи сняли дубленку и золотые украшения, с Анечки содрали новенькое кожаное пальтишко, которому девочка так радовалась в последние дни своей жизни.
Маму с дочкой закопали там же, где две предыдущие жертвы. В конце февраля 2001 года, очевидно, боясь разоблачения, Рубанский приказал своим мясникам «очистить“ территорию магазина. Два дня Черный и Харлов извлекали из земли тела убитых, расчленяли и перезахоранивали.
СВИДЕТЕЛИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ОБВИНЕНИЕ
? Раскрытие этого резонансного преступления министр МВД взял под личный контроль, ? рассказывает начальник ГУ МВД Украины в Киевской области Василий Зарубенко. ? Долгое время мы не могли получить информацию о жертвах ? изучали базы данных о без вести пропавших в Киеве, области, по всей Украине. Когда же в останках опознали Викторию и Анну Оврас, наша основная задача свелась к сбору доказательной базы. Рубанского и его подельников взяли под подозрение, но версии и догадки необходимо закреплять. Это была очень нелегкая оперативная работа, поэтому скажу только, что в большой степени нам удалось достичь результата благодаря отработкам старых связей подозреваемых, в том числе и некого Виктора П., который отбывал 12-летний срок за убийство двоюродной сестры. Молодую женщину зверски прикончили, разрубили и по частям разбросали за городской чертой, что по «почерку» напоминало тетиевский кошмар. Рубанский тоже был под следствием по этому резонансному уголовному делу, но семья не пожалела денег на адвоката, и ему удалось выйти сухим из воды. Теперь все получат по заслугам ? дело доведено до суда.
Рубанского, Черного и Харлова задержали 12 июня 2001 года, потом взяли Быкова. Арест был очень своевременным ? красавчик Александр жил на квартире у следующей «невесты», обещая увезти ее вместе с родителями в Москву. Страшно представить, что еще могло бы произойти, ведь на жилье уже подыскивали покупателя. Во время досудебного следствия Рубанский всячески выгораживал себя, представляясь самым что ни на есть положительным гражданином и утверждая, что только от сотрудников милиции узнал о том, что творилось на территории его магазина.
? Уголовное дело состоит из восьми томов, ? говорит прокурор отдела по поддержанию гособвинения в судах прокуратуры Киевской области Иван Струк. ? Я не думаю, что этот процесс будет легким. В ходе досудебного следствия только Черный признал свою вину, остальные от всего отказываются. Зато показания свидетелей и проведенные по делу экспертизы полностью подтверждают обоснованность обвинений.
Валерия ЧЕПУРКО