Смета выживания: какие показатели заложил Минфин в госбюджет-2016
Хотя о достижении компромисса заявляли не авторы альтернативного его варианта, и не бизнес, а Администрация президента, кредиторы Украины и непосредственно сам Минфин.
Ранее Domik.ua рассказывал, сколько средств правительство планирует потратить в следующем году из госбюджета.
При этом ситуация с принятием бюджета повторяет аналогичный процесс в прошлом году: депутатам, вероятно, придется голосовать за этот документ в самый канун новогодних праздников.
С проектом госбюджета-2016 общественность смогла ознакомиться к вечеру минувшей пятницы. Бюджет, как анонсировалось ранее, построен на следующих макроэкономических расчетах: в следующем году экономика Украины вырастет на 2% в реальном выражении, инфляция составит 12%, среднегодовой курс национальной валюты – 24,1 гривны за доллар, курс гривны на конец следующего года – на уровне 24,4 гривны за доллар. Средняя цена газа – $225 за 1000 кубометров. Номинальный ВВП – 2,26 трлн гривен.
Доходы бюджета должны составить 601,4 млрд гривен, что на 16% больше в сравнении с бюджетом на 2015 год. Расходы составят 674 млрд гривен, что также больше на 16%, чем в бюджете-2015. Дефицит государственного бюджета уменьшится до 3,7% ВВП, или 84 млрд гривен – против 4,1% ВВП в текущем году. «Это соответствует нашим договоренностям с МВФ по уменьшению целевого показателя дефицита консолидированного и государственного бюджета Украины», – подчеркнула министр финансов Наталия Яресько.
Читайте также: Бюджет 2016: курс доллара и минимальная зарплата (инфографика)
Представляя проект, глава Минфина отметила, что в 2016 году Украина потеряет нынешние временные поступления в объеме почти 40 млрд гривен. В частности, по ее словам, прибыль НБУ уменьшится на 22,5 млрд гривен, а также бюджет больше не увидит поступлений от дополнительного импортного сбора в размере 17,6 млрд гривен.
Одним из факторов, оказывающих ощутимое влияние на бюджет, является готовящийся пересмотр фискальной политики страны. «Наша налоговая реформа существенно влияет как на доходную, так и на расходную часть бюджета. В частности, через (...) кардинальное уменьшение ЕСВ, в среднем с 41% до 20%, которое мы предлагаем в этой реформе. Это означает потери бюджета Пенсионного фонда в следующем году в объеме 108 млрд гривен», – рассказала Яресько. Еще одним существенным фактором роста расходов может стать увеличение социальных выплат на 50 млрд гривен.
Компенсировать эти потери Минфин планирует при помощи нескольких инструментов. Так, например, легализация игорного бизнеса должна принести бюджету примерно 2,4 млрд гривен, а за счет легализации добычи янтаря ведомство планирует получить еще 1,5 млрд гривен. Акцизные сборы с произведенных в Украине товаров должны будут пополнить госказну на 54 млрд гривен. Кроме того, постепенно будут отменяться налоговые льготы для аграриев и вводиться налоги на автомобили премиум-класса и элитное жилье.
Также, помимо роста экономики и инфляции, компенсировать увеличение расходов министерство рассчитывает за счет увеличения прибыли предприятий, которые находятся в 100%-ной собственности государства. «Правительство работает над изменением системы корпоративного управления на госпредприятиях и приватизацией неэффективных и нестратегических предприятий. Но до тех пор, пока эти изменения не произойдут, мы предлагаем увеличить долю изъятия от предприятий части чистой прибыли с нынешних 30%», – пояснила министр финансов. Так, в соответствии с расчетами Минфина, это дополнительно принесет 6 млрд гривен для бюджета.
В целом, согласно проекту госбюджета-2016, часть чистой прибыли (дохода) государственных или муниципальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в соответствующий бюджет, и дивиденды (доход), начисленные на акции хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная или коммунальная собственность, должны пополнить казну на 11,1 млрд гривен.
Кроме того, верификация получателей социальной помощи и пенсий, по мнению Минфина, поможет сэкономить еще 5 млрд гривен.
Озвученные министерством компенсаторы в экспертной среде вызывают ряд вопросов. «То, что предлагается в качестве компенсатора, не выдерживает никакой критики. Увеличение акцизов на алкоголь и табак вызовет сокращение легального рынка и увеличение доли контрафакта. В значительные доходы от легализации рынка янтаря слабо верится. Налог на элитное жилье и автомобили не принесет слишком много, особенно в первый год. Рассчитывать на значительное увеличение прибыли от госпредприятий тоже не приходится», – считает аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.
Аналитик отмечает, что госкомпании в условиях падения цен на сырье и сужающегося спроса на украинскую продукцию со стороны развивающихся стран (СНГ, Ближний Восток и др.) вряд ли смогут продемонстрировать существенный рост прибыли. «Тем более в рамках реформы госпредприятий необходимо в том числе проводить модернизацию производства – прежде всего, за счет чистой прибыли самих госпредприятий. Вымывание чистой прибыли из госкомпаний лишит их практически единственного инвестиционного ресурса», – подчеркивает Приходько.
Читайте также: Ручная обезьянка: бюджет в Украине
Еще одно слабое место госбюджета – макроэкономические прогнозы Минфина. Как показывает опыт нынешнего года, они имеют свойство не сбываться. «Уверен, что заявленные макроэкономические показатели в проекте бюджета являются враньем, как и все, что выходит из уст Кабмина в последнее время. Потому скромные 2% роста ВВП я воспринимаю как нескромные -8-12 % ВВП в реальности. И, как следствие, налоговое законодательство, на основе которого рассчитан бюджет, никакого отношения к развитию предпринимательства в стране не имеет», – говорит управляющий партнер ООО «ЮК «Правозащита Украина» Герман Таслицкий.
Менее пессимистичен экономист Павел Кухта. «По реалистичности доходов – в Украине, как правило, плановые показатели бюджета недовыполняются примерно на 7%. В этом году недобор по доходам, вероятно, будет меньшим – где-то около 3,5%. На следующий год прогноз близок к показателю ожидаемого роста номинального ВВП. Если с прогнозом не будет ошибки, думаю, оценка более-менее реалистичная», – подчеркивает Кухта, добавляя, что погрешности в прогнозах возможны, но их не следует ставить в вину Минфину или МВФ. На экономику страны влияет множество факторов, которые сейчас сложно контролировать – например, таких как война.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что как раз несоответствие макропрогнозов и поможет Минфину нарастить доходы бюджета. «Я не согласен с теми, кто считает, что заявленные в законе статьи доходов не будут выполнены. Будут. Как и в этом году будет профицит. Но это не заслуга Минфина, а заслуга двузначной инфляции, которая в прошедшем году составила около 50%», – полагает экономист IMF Group Ukraine Михаил Кухар.
Еще одним весомым камнем преткновения на пути достижения заявленных в проекте госбюджета цифр можно считать возможные последствия реализации налоговой реформы «от Министерства финансов». «Представленный правительством проект бюджета не является бюджетом экономического роста. Учитывая, что в этом году мы имеем сногсшибательное падение экономики – минус 12% ВВП, бюджет должен предусмотреть правительственные меры, прежде всего для развития экономики, – считает Игорь Манцуров, эксперт Экономического дискуссионного клуба. – В частности, финансовые – для создания новых рабочих мест. Ведь в течение 2015 года не было создано ни одного рабочего места».
По мнению аналитиков, бюджет 2016 года, как и 2015-го, построен, в первую очередь, на росте базы налогообложения. И вряд ли такими мерами правительству удастся стимулировать как выход экономики из тени, так и ее рост. «Начали с того, что в 2014 году отменили снижение ставки налога на прибыль; далее – ввели военный сбор. Сейчас фактически ликвидируют для большей части плательщиков упрощенную систему налогообложения», – перечисляет фискальные ужесточенияЕвгений Олейников, в прошлом руководивший несколькими департаментами в Минэкономразвития.
По его словам, и в новом варианте налоговой реформы Минфин сохранил классический сценарий, когда вся операционная прибыль облагается налогами. «Фактически, ликвидируется упрощенная система налогообложения, она остается исключительно для мелких предпринимателей – тех, кто торгует на рынках», – констатирует Олейников.
Читайте также: Бюджет – 2016: кто и на что может рассчитывать
Впрочем, прислушиваться к общественному мнению у Минфина уже не будет времени. Учитывая то, что бюджет и налоговое законодательство еще должны быть внесены в повестку дня парламента и рассмотрены в комитетах, голосовать за эти документы депутатам придется в канун новогодних праздников. При этом некоторые чиновники озвучивают резонансные прогнозы, что если Рада не примет этих законов, то страну ждет галопирующая инфляция, и в марте 2016-го доллар уже будет стоить 70 гривен. Такое заявление, к примеру, недавно сделал на своей странице в соцсети Facebook министр внутренних дел Арсен Аваков.
Впрочем, что мешало Минфину провести цивилизованный бюджетный процесс, который по закону должен был стартовать с 15 сентября, остается загадкой. Также, согласно Налоговому кодексу, изменения в него могут вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода. Однако правительство в который раз предпочло это норму проигнорировать.