В Киеве заморозят и снесут незаконные стройки
Почти три месяца назад МВД Украины с подачи городских властей приостановило строительство четырех жилых комплексов Киева: «Мозаика», «Жемчужина Троещины», «Сосновый бор» и «Східна брама». Причиной стало отсутствие у застройщиков разрешительной документации на ведение строительных работ. Более того, в планах городских властей – снести возведенные многоэтажки.
Один из замороженных объектов - ЖК "Східна брама"
Как выяснилось, это был только пролог в эпопее об освобождении Киева от незаконных новостроев. На днях в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который направлен на остановку строек в парках, скверах, во дворах с нарушением норм плотности застройки. Заморозят их также на склонах, на территориях ближе 100 метров от Днепра или озер. Ну и, конечно, весь самострой – тоже под запретом. Еще в начале апреля Киевсовет принял решение о сносе строений на самозахваченных участках и передаче этой земли во владение территориальной общины.
Читайте также: Борьба с незаконными стройками набирает обороты
Таким образом, под критерии для запрета попадают около 200 киевских строек. Теперь все они оказались под пристальным вниманием депутатов.
Кому должны – всем прощаем!
Многие годы власть закрывала глаза на проблемы с документами, нарушение элементарных норм безопасности, незаконное изменение проекта и «наращивание» этажей уже в процессе строительства. А теперь крайние найдены – это инвесторы проблемных строек. Особенно цинично звучат слова некоторых депутатов о том, что люди "нашедшие миллионы на квартиру, могли бы не пожалеть 10 тысяч на юриста".
Дома росли, как грибы, при том, что у застройщика могло не быть не то что документов на землю, но даже декларации о начале строительных работ или она была выдана на объект другой категории сложности.
Читайте также: Как определить категорию сложности новостройки
Городские власти при этом годами и, вероятно, не безвозмездно, смотрели сквозь пальцы на активно ведущееся незаконное строительство, вездесущую рекламу, призывающую покупать квартиры в домах, которых не должно быть. А потом в один день якобы прозрели и с чистой совестью схлопывают проект, в который люди уже успели вложить свои сбережения. А основной нарушитель - застройщик - так или иначе, выходит сухим из воды. Либо город, идя навстречу обманутым инвесторам, берет ответственность на себя и в ущерб себе же вводит «опасные» стройки в эксплуатацию. Либо сносит дома, оставив людей без жилья. А от застройщика, вместо компенсации вложенных средств, они получат пламенные извинения. Кстати, четыре скандальные стройки, которые заморозили первыми, замерли аж на целых три дня, а потом опять, вопреки решениям властей, заработали подъемные краны. Все так же безнаказанно по городу развешивается реклама замороженных объектов, а отделы продаж штампуют все более привлекательные предложения. Власть, похоже, опять "умыла руки".
ЖК "Сосновый бор" – стройка длинною в десятилетие
Читайте также: В Киеве могут заморозить 70 строек
Можно ли выйти из замкнутого круга?
Для людей, вложивших сбережения в эти дома, запрет на продолжение строительства грянул, как гром среди ясного неба. Да, их можно обвинить в халатности и безответственном отношении к инвестированию: не достаточно проверили, не собрали и не изучили информацию о застройщике, польстились на низкие цены, забыв про бесплатный сыр, который в мышеловке. Еще можно сослаться на то, что инвестирование – это всегда риск, а выпить шампанского, рискнув, не всем удается – такова жизнь. Тем не менее, все обязательства со своей стороны люди выполнили. Многие вложили в эту горе-недвижимость последние деньги, влезли в долги, продали собственные квартиры. И в результате остались у разбитого корыта. А ведь некоторые, не дождавшись введения дома в эксплуатацию и получения документов, уже вселились, обустроились и несколько лет живут. А теперь их жизнь снесут вместе с незаконно построенным домом.
Читайте также: Киевляне рискуют остаться без квартир в новостройках
С другой стороны, не сносить - тоже неправильно. Потакание непорядочному застройщику, который строит там, где хочет, а не там, где можно, чревато абсолютно хаотичной, некомфортной для жителей, а самое главное - небезопасной застройкой столицы. Если за нарушением не следует наказание, то почему бы дурным примером не воспользоваться и другим строительным компаниям и не поставить очередную «свечку» на месте чьего-то двора, сквера, парковки. А еще можно построить высотные дома на неукрепленных склонах, подтопляемых грунтах, в оползнеопасных зонах. И если в первом случае речь идет только о неудобстве для горожан, снижении качества их жизни, эстетической катастрофе, то во втором – о катастрофе вполне реальной. К примеру, строительство ЖК «Мозаика» ведется на оползнеопасном склоне без его предварительного укрепления. Даже сейчас, когда дома еще не достроены и нагрузка на склон относительно небольшая, соседние здания проседают и дают трещины. А что будет, если комплекс таки достроят? Не съедут ли дома вместе с жильцами вниз по склону?
ЖК "Мозаика" разрушает неукрепленный склон
Читайте также: Кто виноват в расцвете незаконного строительства в столице
Разрубить этот гордиев узел ВР могла бы по примеру того, как она же поступила с собственниками обанкротившихся банков, обязав их ответить перед вкладчиками своим имуществом и капиталом. Почему же застройщики при остановке стройки вследствие нарушений со их стороны никому ничего не должны?
Чем закончится история с запретами и сносом пока непонятно. Возможно, это просто предвыборный пиар или подковерные игры лоббистов и антагонистов строительных компаний. Вполне может быть, что речь о переделе собственности или сфер влияния. Нельзя исключать и вероятность стремления повлиять таким образом на застройщиков, ограничить их аппетиты или сделать более сговорчивыми.
А может, власть реально решила навести порядок в застройке города.
Над тем, где поставить запятую в предложении «Снести нельзя оставить», еще предстоит подумать властям и общественности. Остается лишь надеяться, что решение будет принято верное.
Автор: Людмила Чайковская, журналист domik.ua
© domik.ua, 2014
Комментарии посетителей