Социальная карта: что это такое и зачем она нужна?
Пресловутую социальную карточку киевлянина городские власти обещают ввести уже в ближайшее время, однако большинство горожан даже приблизительно не представляют, что это такое и зачем она нужна.
Надо сказать, и в горадминистрации нет единого мнения относительно того, какой спектр услуг смогут получить владельцы таких карточек. Насколько можно судить, первоначально их функции будут скромными — карточки заменят киевлянам, пользующимся льготами, проездной в городском транспорте. Таким образом, будет сделан первый шаг к реализации старой мечты городских чиновников — отделить иногородних, живущих в Киеве, от льгот, предоставляющихся столичными властями.
Зарегистрировать незарегистрированных
В столице любят обвинять «понаехавших» во всевозможных бедах: от недофинансирования поликлиник до давок в метро. Активный сторонник введения карточки киевлянина замглавы столичной горадминистрации Руслан Крамаренко считает так: «На сегодняшний день учет льготников, привилегии которых покрывает государство, ведется исходя из расчетных чисел, согласно которым население Киева составляет 2,8 млн. человек, именно столько зарегистрировано в нем официально. Но ведь реально в Киеве живет значительно большее людей! Никто даже не возьмется подсчитать их количество. Например, исходя из объемов потребления хлеба и соли в городе, выходит цифра в 4,1 млн. жителей. Из-за неучтенных киевлян коммунальные предприятия несут убытки, которые мы не можем покрывать. Вполне логично будет, если льготы, которые выплачиваются городской властью, были бы адресно направлены на киевлян. А для приезжих такая карточка станет стимулом получать регистрацию в столице».
Только транспортные льготы
Напомним: первый раз тендер на выпуск и обслуживание карточки был объявлен еще в 2008 году. Тогда его выиграл один из крупных банков, но уже в следующем году из-за кризиса отказался выполнять взятые на себя обязательства. Впрочем, проект был заранее обречен, так как нарушал несколько законодательных норм. По замыслу, на карточке должны были аккумулироваться средства, адресно выделяемые государством на самые разнообразные нужды: от образования до лечения. Но, как оказалось, эти средства может распределять только государство, город никаких прав распоряжаться ими не имеет. В ведение горадминистрации лишь те льготы, которые она сама предоставляет. В первую очередь речь идет о льготах на проезд в общественном транспорте, который, как считается, терпит наибольшие убытки от «понаехавших» льготников. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время карточка киевлянина будет лишь специфическим заменителем бесплатного проездного на городской транспорт, который будет выдаваться (как ожидается, сроком на пять лет) органами социальной защиты населения. Таким образом, город будет платить транспортникам не за льготников вообще, а только за льготников-киевлян. Но со временем, как считают в городском руководстве, ее функции расширятся. Чиновники в горадминистрации не исключают, что приблизительно к 2014 году монетизация затронет вопросы образования и здравоохранения, и тогда выделяемые средства будут действительно аккумулироваться на карточке, которой можно будет пользоваться как обычной кредиткой.
Между кредитной и телефонной карточкой
Единственное, что сегодня можно с уверенностью сказать, так это то, как будет выглядеть такая карточка. Внешне она представляет собой интересный гибрид банковской и карточки для уличного телефона. На пластиковой основе будут зафиксированы три модуля: бесконтактный, контактный чип и магнитная лента. В некоторых случаях она будет функционировать как бесконтактный проездной билет — например, для прохода через турникеты в метро. Кроме того, на нее будут нанесены основные данные о владельце и его льготах.
Согласно решению Киевского городского совета право на карточку будут иметь пенсионеры, неработающие лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, один из родителей в многодетной семье, социальные работники. Пока это исчерпывающий список категорий граждан, имеющих право на льготы. Все они для этого, разумеется, должны быть зарегистрированы в Киеве.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Косилов
преподаватель, приехал в Киев из Донецкой области
Каждый «понаехавший» по-любому приносит доход Киеву, так как часть своих денег он все равно оставит в городе — в магазине или в сфере обслуживания. Например подоходный налог — ведь работает он в киевских учреждениях. И никто не жалуется на то, что у них на родине нет денег на ремонт школ и больниц из-за того, что все налоги иногородние платят в Киеве. А сколько фирм, имеющих производственные цеха по всем регионам Украины, платят деньги в киевский бюджет, где находится юридический адрес их фирмы? А ведь без них столичный бюджет выглядел бы просто печально. И в этих городах никто не потребует в поликлинике у киевлянина регистрацию. Так что непонятно еще, кто кому должен.
ОПЫТ ДРУГИХ ГОРОДОВ
Днепродзержинск
Эксперимент «Социальная карточка» внедрен в Днепродзержинске в 2005 году. Карточками здешние льготники расплачиваются в общественном транспорте, используя специальные терминалы. Как уверяют городские власти, уже через несколько месяцев после введения карточек оказалось, что фактический объем перевозок льготников в городе в три с половиной раза ниже, чем ранее заявлялось коммунальщиками. Сегодня в городе карточками пользуются около 60 тыс. жителей. Кроме бесплатного проезда в транспорте ими можно расплатиться за мелкие коммунальные услуги, например оплатить пользование лифтом.
Москва
Первоначальное предназначение социальной карты москвича — реализация прав на льготный проезд в общественном транспорте, поездах пригородного железнодорожного сообщения. На карточку также можно получать пенсии, стипендии, субсидии, пособия и аккумулировать собственные средства. С помощью социальной карты можно оплачивать различные услуги, в том числе жилищно-коммунальные, налоги, рассчитываться за товары в магазинах. Предусмотрено использование социальной карты наравне с полисом обязательного медицинского страхования в городских лечебно-профилактических учреждениях.