Станет ли 2016 годом реформ в экономике
В мировой экономике тенденции говорят о постепенном глобальном росте.
Ранее Domik.ua рассказывал, сколько украинцам придется заплатить в 2016 году за запланированные трансформации в экономике .
Согласно с экономическим прогнозом Международного валютного фонда, глобальный рост, который в 2015 году был оценен в 3,1%, в 2016 году может составить 3,4%, и в 2017 – 3,6%. Усиливается и меняется глобальная роль Азии – в том числе, об этом говорит вхождение в ЕБРР Китая в начале 2016 года, что создает еще одно поле для возможных инвестиций в такую экономику, как украинская.
Однако, есть и отрицательные стороны, которые связаны с торможением реформ в стране. Forbes узнал, что будет влиять на экономику в 2016 году, и при каком бизнес-климате мы бы жили, случись в стране более радикальные реформы.
Положительный результат Украины в рейтинге Doing Business связан, среди прочего, с улучшением возможностей для регистрации и начала нового бизнеса. Авторы рейтинга оценили упрощение этих условий аж на 40 пунктов, и по данному показателю Киев поднялся с 70 на 30 место в мире.
Малый и средний бизнес в условиях распада промышленных мощностей и войны становится главной надеждой государства. Правительство даже предложило крупнейшим банкам запустить программу кредитования малого бизнеса. Для этого Кабмин должен смягчить условия по резервированию под подобные беззалоговые кредиты для банков. «Наши расчеты показывают, что для создания миллиона рабочих мест в этом секторе малого предпринимательства достаточно дать людям кредитную поддержку в 20 млрд гривен», – рассказывал в интервью Forbesпредседатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.
Однако, одной активизации МСБ недостаточно, так как коррупционная, девальвационная и инфляционная составляющие могут «съесть» все положительные результаты от поддержки предпринимательства. Для этого в стране необходимо реализовать реформы, о проведении которых говорят десятилетиями.
Читайте также: Что будет с валютными ипотечными кредитами
Без реформ
«Задача номер один Украины на 2016 год – в сохранении политической стабильности и единства, и реализации фундаментальных реформ и экономического возрождения», – считает Нил Бакли, редактор Financial Times, дающий прогноз по развитию Украины для ежегодного отчета ЕБРР.
Управляющий директор группы ICU Константин Стеценко объясняет, что результатом реформ был бы заход инвестиций в реальные секторы экономики. «При нивелировании коррупции мы бы увидели существенный рост доходов бюджета, что позволило бы платить населению больше денег. Также, снижение коррупционной составляющей позволило бы бизнесу легче «дышать», не тратя деньги на коррупцию. Я думаю, что люди жили бы лучше, и страна развивалась бы более динамично», – рассказывает Стеценко.
Прогноз роста украинской и мировой экономики в 2016 – 2017 годах
| Всемирный прогноз | Украина | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |
ЕБРР | - | - | 2% | - | |
МВФ | 2,09% | 3,1% | 4,2%* | 4,8%* | |
Всемирный банк | 3,4% | 3,6% | 4,3%* | 4,7%* | |
Fitch | 2,6% | - | 1% | 3% |
* прогноз для развивающихся стран и региона
«Мы видим много положительных инициатив в реформах, много доброй воли. Но слишком многие стороны не заинтересованы в том, чтобы менять систему», – говорит директор представительства компании «Берингер Ингельхайм» в УкраинеФранческо Банки. Подтверждение этому – отсутствие изменений в существенно важных для всей страны секторах.
В 2014-2015 году можно было реализовать целый ряд реформ. Например – пересмотр порядка и размера начисления единого социального взноса и общее снижение налоговой нагрузки на зарплату для выведения ее из тени. «Можно было провести эффективное изменение порядка администрирования налога на недвижимость и роскошь. Пересмотреть функции ряда министерств и ведомств, их штатного состава, системы оплаты труда и кадрового отбора сотрудников», – говорит генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» Станислав Дубко.
Он добавляет, что еще в 2014 году можно было реализовать законодательное и фактическое обеспечение ключевых прав собственности и прав кредиторов. Кстати, в августе 2014 года глава Национального банка Украины Валерия Гонтареваобещала в кратчайшие сроки подать в парламент соответствующие законопроекты. К январю 2016 года проблема так и не была решена.
Читайте также: Как Украине преодолеть синдром страны-неудачницы
Эффективные суды
Судебная реформа также является одной из наиболее важных для дальнейшего социального и экономического развития страны. Руководитель судебной практики КПМГ в Украине Владимир Павленко напоминает, что отсутствие эффективной судебной защиты прав и свобод граждан и бизнеса стало одной из причин низкой инвестиционной привлекательности Украины. Сами авторы процесса считают, что целями судебной реформы в частности являются обновление судебной системы, процессуального законодательства и смежных институтов – адвокатуры, прокуратуры, системы принудительного исполнения судебных решений. Хотя очевидно, что цель – не в реформах ради реформ, а в формировании прозрачной, менее коррумпированной и более доступной судебной системы.
«В ходе проведения судебной реформы парламент уже принял ряд законов, направленных на «очищение» судебной власти, а также «профильный» закон «Об обеспечении права на справедливый суд». В том числе были значительно увеличены ставки судебного сбора. Президент внес на рассмотрение парламента проект изменений в Конституцию Украины в части осуществления правосудия. На стадии разработки находятся очередные изменения в процессуальное законодательство, а также законопроекты о реформировании адвокатуры, прокуратуры и системы принудительного исполнения судебных решений», – говорит Павленко.
Каким стал результат этих изменений? Повышенные ставки судебного сбора просто закрыли доступ к правосудию для нескольких категорий граждан и бизнеса. «Венецианская комиссия подвергла существенной критике законы по «очищению» власти в частности в связи с двойственностью их целей – борьба с коррупцией и очищение власти от судей, сотрудничавших с прежним режимом. Подтверждением сомнительности законности люстрации может быть пример успешного возобновления на работе отдельных чиновников», – уточняет Павленко.
Читайте также: Директор Всемирного банка: Смотрим на Украину с оптимизмом
Валютный вопрос
Болезненным для инвесторов является валютное регулирования. В нем украинская власть лукавит: приглашая инвесторов, она создает условия, при которых иностранцы не могут вывести валютную выручку, полученную в Украину. В результате многие компании предпочитают с Украиной не связываться. Например, такое валютное регулирование было названо одной из причин, по которой венгерский лоу-костер WizzAir фактически вышел из Украины, оставив за собой только ограниченное количество рейсов.
«Определяющим фактором для бизнеса в 2015 году стал курс валют. Как в период дестабилизации в начале года, так и в период стабилизации – уже на новом уровне. Это определило буквально все: бизнес-модель, подход к планированию, стоимость», – говорит руководитель сети ресторанов «Сушия» Роман Романчук.
А так называемая очистка банковской системы привела к тому, что население перестало доверять большинству финансовых учреждений. И из-за этого, а также опасаясь дальнейшей девальвации гривны, граждане практически изымают ликвидность со счетов банков. «Экономический прогноз на 2016 год – неутешительный. Причина – техническая, так как по отчетам о доходах высших должностных лиц видно, что они лично заинтересованы в срыве курса гривны. В 2016 году курс валюты может составить 10-15 гривен за доллар, но для этого нужно остановить «дерибан» банковской системы», – говорит финансовый эксперт и руководитель портала Zakonoproekt.org.ua Евгений Костенко.
Читайте также: Что изменилось в мировой экономике за последние пять лет
Налоги
Ожидания опрошенных Forbes бизнесменов связаны с проведением в 2016 году ряда долгожданных изменений в фискальной сфере. «Очень надеюсь, что будет принята правильная концепция налогового законодательства. Я очень надеюсь на либерализацию процессов, критериев, которые входят в понятие doing business, – говорит Роман Романчук, – Также нам нужна дерегуляция. Мы погрязли в том, что давным-давно себя изжило. Свежий пример: обсуждаем переезд логистического склада из одного места в другое. Оказывается, что там хранится огромное количество документов. И, например, архивы, относящиеся к кадровому законодательству, должны храниться 70 лет. Это просто нонсенс».
Международные партнеры Украины напоминают о необходимости демонополизации и деолигархизации, а также о проведении приватизационных процессов. Именно новый этап корпоратизации и приватизации предприятий госсектора может стать ключевым событием 2016 года.
Дальнейшая реформа должна пройти в финансовом секторе – так как пока что очищение затронуло только банковские учреждения, тогда как другие финансовые посредники, такие как страховщики, финкомпании и т.д., еще только готовятся к чистке и изменениям. «В 2016 году должна пройти реструктуризация финансового рынка: структурные изменения в банковской системе, включая дальнейшее сокращение количества банков и принудительную легализацию собственников, изменение норм регулирования и функций регулятора на небанковском финансовом рынке», – говорит Станислав Дубко.
Приводить реформы придется на фоне сохранения экономической нестабильности в стране, что будет оказывать давление на инвестиционный климат, потребительские настроения и деловую активность.