Domik.ua решил подробнее узнать о преимуществах этой системы, а заодно и поинтересоваться ее подводными камнями.
Министр социальной политики Павел Розенко уже окрестил новую систему субсидий «революционной» и пообещал, что запущена она будет в мае, когда люди получат платежки, составленные по новым тарифам. Кроме того, министр рассказал, что Верховная рада выделила на субсидии дополнительные 13 млрд грн, что позволит помочь 4-5 млн домохозяйств. То есть, как мы и предполагали, повышение тарифов в соответствии с требованиями МВФ не только ударит по населению, но и станет дополнительной существенной нагрузкой на бюджет.
Читайте также: Что делать в условиях стремительно растущих тарифов
Попытаемся разобраться, в чем состоит революционность новой системы предоставления субсидий.
Сначала назначат, потом проверят
По словам министра, уже в середине апреля украинцы вместе с платежками получат бланки для оформления субсидий. Их нужно будет заполнить, указав доход за прошлый год, и отнести в орган соцзащиты по месту жительства. Субсидия будет назначаться на основе предоставленных данных, а уже после их проверят в фискальной службе.
Сегодня действует обратный принцип: сначала нужно собрать и предоставить множество справок, и только на их основании можно получить субсидию.
Читайте также: Оформить субсидию будет просто
Чистый доход
Еще одно существенное отличие новой системы начисления субсидий от действующей в том, что при назначении будет учитываться только чистый доход членов семьи за прошедший год.
Сейчас при расчете размера субсидий в расчет берется заработная плата без вычета налогов, а также имущество, которое гипотетически может приносить прибыль, но на практике приносит далеко не всегда. При новой системе право на субсидию и ее размер будет рассчитываться только на основе фактически полученного (задекларированного!) дохода.
Нет ограничениям!
Правительственным постановлением отменяются почти все существующие ограничения для начисления субсидий: наличие в собственности более чем одного объекта недвижимости, более чем одного автомобиля, депозита, сдача жилья в аренду, наличие члена семьи, который не работает, не учится и не состоит на учете в центре занятости, осуществление в течение прошедшего года оплаты покупки или услуг на сумму, превышающую 10 прожиточных минимумов.
Читайте также: Жилищная субсидия — «лохотрон» от правительства
Исключение составляет только осуществление семьей в течение года покупки на сумму, превышающую 50 тыс. грн — в таком случае, субсидию не назначат.
Более того, получить субсидию смогут даже арендаторы, которые не зарегистрированы на жилплощади, на которой проживают, но оплачивают коммунальные услуги, а также те, кто зарегистрирован как частный предприниматель, но доход получает небольшой или не получает вовсе.
В автоматическом режиме
После вступления в силу нововведений субсидии будут назначаться не на период отопительного сезона, как это делается сейчас, а на весь год. Что, в принципе, закономерно, учитывая намерения растянуть на весь год и плату за отопление.
Читайте также: Платить за отопление придется в течение всего года
Кроме того, планируется, что если размер доходов семьи за год остался неизменным, субсидия будет продлеваться автоматически.
Тем, кто уже сейчас ее получает, повторно подавать заявление не надо — субсидия им так же автоматически будет продлена еще на год.
Авторы реформы уверяют, что никаких денег — во избежание не целевого их использования — льготники на руки не получат. Все дополнительные средства будут перечисляться предприятиям, предоставляющим услуги.
В минсоцполитики обещают, что размер субсидий посчитают сами — потребителям услуг нужно только указать общую сумму доходов.
Принцип личной ответственности
Как уже отмечалось, чиновники будут верить гражданам на слово и назначать субсидии на основе предоставленных данных. Но если после проверки в Государственной фискальной службе окажется, что данные указаны неверные и неполные, в субсидии не только откажут, но еще и взыщут выплаченную сумму в двойном размере — чтобы не повадно было.
В случае изменения данных, указанных в декларации, в частности, размера доходов семьи, заявитель обязан в месячный срок известить об этом органы соцзащиты.
Подводные камни реформы
Вопрос, стоило ли повышать тарифы, чтобы затем в 12 раз увеличить отчисления из бюджета на их компенсацию (в предыдущие годы общей объем субсидий, по словам замглавы КГГА Руслана Крамаренко составлял 1,5-2 млрд грн), по-видимому, риторический.
Но и помимо этого новая система начисления субсидий чревата рядом злоупотреблений.
Прежде всего, это коррупция. Чиновники получат в свое распоряжение беспрецедентные суммы денег. Учитывая степень коррумпированности всего бюрократического аппарата, назначение субсидий может стать новой формой «бизнеса» для украинских чиновников.
Не исключены злоупотребления и со стороны населения. Львиная доля частных предприятий — по подсчетам правительства, 70-80% - платят своим сотрудникам зарплаты «в конвертах». И количество их только растет. Конечно же, большинство таких сотрудников, независимо от того, сколько они зарабатывают на самом деле, не преминут воспользоваться субсидией: отсутствие официальных доходов и упразднение необходимости стоять на учете в центре занятости этому способствует.
Существуют риски и для коммунальных предприятий. При действующей сейчас системе субсидий они нередко получали компенсации от государства не ежемесячно, а в конце года. Учитывая, что в несколько раз вырастет количество льготников и суммы, которые им должны компенсировать, если деньги из бюджета и дальше будут предоставляться не регулярно, коммунальные предприятия скоро обанкротятся.
Несмотря на все недостатки и полумеры, по мнению Domik.ua, новая система начисления субсидий - нововведение положительное. И главное его преимущество в существенном сокращении бюрократических процедур. Конечно, сэкономить на коммунальных услугах таким образом смогут не все, но те, кому это действительно нужно, потратят на оформление гораздо меньше времени и сил.
Информационно-аналитический отдел Domik.ua
© domik.ua, 2015
Комментарии посетителей