Топ-10 фаст-фудов Украины
После открытия в 1997 году первого McDonalds, заведения быстрого питания уверенно обосновались на территории Украины. Привычка питаться вне дома уже укоренилась: среднестатистический "белый воротничок" любого города-миллионника в обеденный перерыв все чаще предпочтет общепит заготовленному бутерброду.
Решает не только лень - в заведении поблизости еда будет свежей, разнообразней и, вероятно, полезней. Обилие же ресторанов, кафе и всевозможных забегаловок позволяет подобрать рацион для почти любого кошелька.
finance.tochka.net выяснил, какие фаст-фуды облюбовали украинцы и когда рынок увидит новую быструю еду.
Средний чек не дотягивает до 40 грн.
За 2010 год доход в сфере общественного питания составил около $2,2 млрд. Рост рынка - почти на 10% по сравнению к предыдущему году. Правда, основным фактором роста оказалась инфляция. Ведь цены на основные продукты выросли на 15-20%, уверенно потянув за собой вес среднего чека.
На долю заведений быстрого питания приходится около 20% рынка общепита, т.е. около $440 млн. Правда, официально термин "фаст-фуд" не существует, поэтому "погрешности" в анализе рынка возникают в связи с тем, кто как для себя определяет "ресторан быстрого питания".
Основной принцип любого фаст-фуда - это возможность быстро поесть за небольшие деньги. При чем если в фаст-фудах классического типа скорость - это в первую очередь специфика приготовления еды, то в заведениях quick&casual блюда готовятся вполне традиционно.
Упор идет на скорость обслуживания: время, затраченное персоналом на одного клиента, должно составлять от двух до пяти минут, а пребывание посетителей в таком заведении - около 30 минут.
Но если классический фаст-фуд добивается этого результата всеми силами - включая голые стены и неудобную мебель, - заведения с более традиционной кухней могут декларировать удобную мебель как один из способов завлечения клиентов. И наиболее популярными остаются заведения со средним чеком до 37 грн.
Кризис не страшен фаст-фудам
Кризис почти не затронул отрасль. Несомненно, девальвация гривны в 2009 году повлияла на рынок быстрого питания, уменьшив его в долларовом эквиваленте и увеличив в гривнах. С тех пор показатели растут - рв том числе за счет клиентов, перешедших из более дорогих сегментов.
Выжить в нелегкое время помог и хорошо налаженная система франчайзинга. Только 2 сети из топ-10 не практикуют франчайзинг. Кроме того, сетевые рестораны более выгодны в условиях кризиса. У них больше возможностей оптимизировать расходы за счет внутренних ресурсов сети.
Как отмечают специалисты, конкуренция не является главной заботой ресторанов быстрого питания. Даже в Киеве, где находится наибольшее количество точек в стране, рынок все еще не насыщен.
Существует пока лишь одна плотно заселенная ниша - рестораны, специализирующиеся на украинской традиционной кухне. Эксперты прогнозируют насыщение рынка фаст-фуда ближе к концу 2012 года, а до того времени рынок может принять всех, кто готов предложить что-то новенькое.