Тяжелая ноша: сколько принес государству собственный бизнес
Эти данные обнародовала заместитель министра экономического развития Юлия Ковалив на внеочередном заседании Кабинета министров.
Ранее Domik.ua сообщал о том, какое госимущество готовятся распродавать в Украине .
По итогам деятельности за 9 месяцев 2015 года их выручка увеличилась на 45%, до 187 млрд гривен. Общая стоимость активов – около 1 трлн гривен.
Дополнительные 10 млрд гривен прибыли сгенерированы в основном за счет сокращения убытка НАК «Нафтогаз» (чистый консолидированный убыток компании снизился до 25 млрд гривен против 89 млрд годом ранее), а также благодаря успехам в работе НАК «Энергоатом». В 2015 году чистая прибыль компании составила 1,168 млрд гривен, хотя три предыдущих года фиксировались только убытки. В 2015-м было закончено строительство ЛЭП 750 кВ с Ровенской АЭС на подстанцию «Киевская». Таким образом энергосистема страны получила дополнительные мощности с двух западноукраинских АЭС. Дополнительно было выработано 1,2 млрд кВт/ч электроэнергии.
Читайте также: Украину ждет большая приватизация: Рада готовит почву, а эксперты прогнозируют миллиардную распродажу
Вместе с тем долг ГП «Энергорынок» перед компанией вырос на 2,4 млрд гривен и составил 10 млрд гривен. «Энергоатому» пришлось взять 12,4 млрд гривен кредитов и выплатить 1 млрд гривен процентов при погашении. «По «Энергоатому» – у них очень низкая себестоимость, так как самая дешевая энергия – это атомная, а продает он ее по более высоким тарифам», – поясняет финансовый аналитик, управляющий партнер Capital Times Эрик Найман.
«Все дело в том, что в энергетическом секторе продолжает действовать советская методология ценообразования, в соответствии с которой цены и тарифы пытаются натянуть выше себестоимости. Поэтому чем выше издержки, тем выше будут цены и тарифы», – дополняет экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Также среди госпредприятий, показавших наилучший результат – «Укрэнерго» и Одесский припортовый завод.
Общее количество государственных предприятий, из них: | 3500 |
действующих | 1723, или 49% |
неработающих | 1683, или 48% |
в зоне АТО | 72, или 2% |
Количество трудоустроенных на госпредприятиях | 0,9 млн человек |
Внесены в список не подлежащих приватизации | 1700* |
Финансовые результаты топ-100 ГП, 9 месяцев 2015-го, млн гривен | Выручка: 187 814 (+ 58 341) |
«Нафтогаз» | В 2014 году чистый консолидированный убыток – 89 млрд, В 2015 году – 25 млрд |
ГП с наиболее позитивной динамикой финпоказателей | «Энергоатом», Администрация морских портов, «Укрэнерго» |
Топ ГП, ухудшивших финрезультаты | «Укрнафта», «Укргаздобыча», «Центрэнерго», ГПЗКУ |
* МЭРТ предлагает сократить перечень не подлежащих приватизации госпредприятий на более 50%, до 765
Данные: Министерство экономического развития и торговли
Скамейка отстающих
Худшую динамику финпоказателей, по словам Ковалив, в прошлом году продемонстрировали «Укргаздобыча», «Центрэнерго», Государственная продовольственно-зерновая компания Украины (ГПЗКУ) и «Укрпочта».
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, называет два фундаментальных фактора, которые обуславливают отрицательный результат госкомпаний. «Первый – неэффективный менеджмент. Второй – негосударственный собственник, который не владеет контрольным пакетом, но может серьезно влиять на управленческие решения, принимаемые внутри этих компаний», – говорит он.
Читайте также: Рада приняла закон, необходимый для запуска масштабной приватизации
В 2015 году для «Центрэнерго» так и не смогли избрать на публичном конкурсе генерального директора. Им был назначен человек из окружения олигарха Константина Григоришина – Олег Коземко. Для проведения ремонтов ТЭС компания продолжила выбирать победителем тендеров, возможно, не оптимальные с точки зрения финансового предложения компании, с которыми сотрудничает с 2014 года. Также в 2015 году «Центрэнерго» продолжила закупку угля антрацитовой группы в ЮАР и у фирм с оккупированной территории Донбасса, ряд контрактов имел признаки фиктивности.
В первом полугодии 2015 года ввиду перебоев с поставками угля производство электроэнергии на Трипольской, Змиевской и Углегорской ТЭС снизилось практически в два раза, а рентабельность упала почти до минус 10%. Убытки «Центрэнерго» составили 280 млн гривен. «Государственный сектор не может работать вместе с частным, потому что он начинает работать в интересах частного сектора. Отсюда все претензии к олигархам, которые покупают у госсектора по дешевке, а продают ему как можно дороже», – констатирует Лановой.
Причина отрицательного результата ГПЗКУ – обескураживающий, даже как для госкомпаний, масштаб воровства. По информации главы Государственной финансовой инспекции Украины Лидии Гавриловой, в ходе ревизии финансового состояния ГПЗКУ с апреля 2014 года по июнь 2015-го обнаружено финансовых нарушений на 163 млн гривен. Операции, негативно повлиявшие на финансовый результат ГПЗКУ, оцениваются в 950 млн гривен. За этот период недополучение доходов от операций с зерном оценивается в 18 млн гривен, нехватка имущества – на 80 млн, 321 млн гривен были перечислены за закупку муки и зерна у несуществующих субъектов.
Читайте также: Операция "приватизация": Топ-5 самых "лакомых" объектов
Все на продажу
В списке не подлежащих приватизации госкомпаний сейчас – более 1700 госпредприятий. МЭРТ разработало законопроект, который предполагает сокращение этого перечня на 50%. Олег Устенко уверен: государственная собственность априори неэффективна, что делает приватизацию абсолютно необходимой. «Я считаю, что у государственной формы собственности, если речь не идет о каких-то стратегических объектах, в реальности нет никакого будущего. А в условиях Украины – это один из наиболее крупных коррупционных каналов, это вымывание денег из государственного бюджета», – подчеркивает он.
«В современных условиях управление государственным имуществом неэффективно практически в любых его проявлениях, – солидарен с ним Эрик Найман. – Это не функция государства – заниматься бизнесом. Нужно разделять: бизнес должен заниматься бизнесом, государство должно обслуживать граждан и бизнес, который работает на ее территории».
Залог эффективной приватизации – максимально открытое проведение конкурсов, создание условий для наиболее высококонкурентной среды. При этом краткосрочная цель – наполнение бюджета поступлениями от приватизации – не является основной. «Долгосрочная цель, связанная с приватизацией – это то, что не будут тратиться из госбюджета деньги на содержание этих компаний», – уточняет Устенко.
Что нужно исключить из списка приватизации? Естественные монополии и инфраструктурные объекты. «Частник хорош, когда есть конкуренция. Разного рода инфраструктурные услуги, которые не могут быть раздвоены, сектора, где нет параллельно действующих участников – нужно, чтобы все это выполняло государство. Облэнерго, по моему мнению, нельзя приватизировать, так как частника нельзя остановить в нахальстве повышать цены», – предупреждает Владимир Лановой.
Устенко отмечает, что существуют разные подходы к определению «стратегичности» того или иного объекта, и каждая страна формирует такой список под себя. «Но точно «Укрспирт» не является стратегическим объектом», – приводит он пример.
Противники приватизации аргументируют свою позицию, как правило, пафосными лозунгами о недопустимости разбазаривания народного богатства. «Они говорят: «Не нужно убивать курицу, которая несет золотые яйца». Вопрос только в том, кто собирает эти золотые яйца», – резюмирует Устенко.
Комментарии посетителей