Украинское экономическое "чудо"
Ранее Domik.ua сообщал, что правительство подготовило проект государственного бюджета на 2016 год.
Как пишет «Обозреватель», по информации Казначейства Украины, по результатам 9-ми месяцев доходы бюджета перевыполнены на 40% (по сравнению с 9 месяцами 2014 года), превышение доходов на расходами бюджета составили 32,5 млрд грн, а на счету правительства в Казначействе по состоянию на 1 октября 2015 года находится 47,1 млрд грн.
Читайте также: Сможет ли украинский бюджет покрыть субсидии
Получается какое-то "украинское экономическое чудо" - производство сокращается (минус 16,6%), реальные доходы населения снижаются (минус 23,2%), растет безработица, государственные финансы находятся в дефолтном состоянии, а на всем этом фоне доходы бюджета, вопреки всему, стремительно растут девятый месяц подряд.
![]()
К сожалению, рецепт "украинского экономического чуда" заключается в том, что бюджет наполняется, в первую очередь, за счет разорения бизнеса (новые налоги и сборы, повышение ставок, невозврат экспортного НДС и переплата налога на прибыль) и ограбления граждан (девальвация, инфляция, отсутствие адекватной индексации доходов граждан).
Экспресс-анализ доходной части бюджета приведен в Таблице 1.
Таблица 1. Основные причины увеличения доходов бюджета, млрд грн
|
|
| январь-сентябрь | Увеличение доходов | ||
|
|
| 2013 | 2014 | 2015 | 2015/2014 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доходы сводного бюджета | 325,9 | 333,4 | 467,9 | 134,5 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | Новые налоги и сборы | - | 5,9 | 37,1 | 31,2 |
|
| Налог на проценты с депозитов | - | 0,6 | 6,1 | 5,5 |
|
| Налог на пенсии | - | - | 0,8 | 0,8 |
|
| Военный сбор | - | 0,8 | 6,4 | 5,6 |
|
| Дополнительный импортный сбор | - | - | 16,6 | 16,6 |
|
| Акциз на подакцизные товары | - | - | 5,6 | 5,6 |
|
| Рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом | - | - | 1,5 | 1,5 |
|
| Сбор с валютных операций | - | 4,5 | 0,2 | -4,3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | Повышение ставок налогов | 3,7 | 4,9 | 14,4 | 9,5 |
|
| Рентные платежи по добыче газа | 3,7 | 4,9 | 14,4 | 9,5 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | Разовые доходы и эмиссия | 20,0 | 27,8 | 56,4 | 28,6 |
|
| Продажа 3G лицензий | - | - | 9,0 | 9,0 |
|
| Гранты Евросоюза | 0,3 | 5,0 | 0,3 | -4,7 |
|
| Платежи НБУ в бюджет | 19,7 | 22,8 | 47,1 | 24,3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | Эффект девальвации | 88,0 | 94,6 | 126,8 | 32,2 |
|
| НДС на импорт | 72,3 | 74,1 | 98,8 | 24,7 |
|
| Акциз на импортные товары | 6,0 | 11,7 | 17,3 | 5,6 |
|
| Ввозная пошлина | 9,8 | 8,8 | 10,7 | 1,9 |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | Эффект инфляции | 85,5 | 81,1 | 104,7 | 23,5 |
|
| НДС на украинские товары | 63,9 | 60,2 | 77,0 | 16,8 |
|
| Акцизы на украинские товары | 21,7 | 21,0 | 27,7 | 6,7 |
Источник: Казначейство
Читайте также: Бюджет 2016: в правительстве нафантазировали нереальные показатели
За счет введения новых налогов и сборов, а также повышения ставок налогов у бизнеса и граждан за 9 месяцев государство отобрало более 40 млрд.грн.
С граждан, с помощью налога с процентов с депозитов (ставка 20%), налога на пенсии (15%), военного сбора (1,5%) и акциза на подакцизные товары (5%) государство снялодополнительно 17,7 млрд.грн.
За счет разовых доходов и эмиссии бюджет увеличился еще дополнительно на 28,6 млрд.грн (см. Таблицу 1). В этом году были проданы лицензии на предоставление 3G услуг на сумму 9 млрд.грн., а Нацбанк перечислил в бюджет рекордную сумму в размере 47,1 млрд.грн. или 14% от всех доходов сводного бюджета за январь-сентябрь текущего года.
В целом, печать денег для бюджетных потребностей в этом году хоть и сократилась, но все равно превышает в 2 раза темпы 2013 года. Нацбанк за 9 месяцев напечатал 98,2 млрд.грн (см. Таблицу 2). Так, кроме перечисления напрямую в бюджет, НБУ увеличил свой портфель минфиновских ОВГЗ за 9 месяцев на 51,1 млрд.грн., что является не чем иным, как печатание ничем не обеспеченных денег.
Таблица 2. Эмиссионное финансирование бюджета, млрд грн
|
| январь-сентябрь | ||
|
| 2013 | 2014 | 2015 |
| Платежи НБУ в бюджет | 19,7 | 22,8 | 47,1 |
| ОВГЗ, в собственности НБУ | 35,2 | 119,3 | 51,1 |
| Всего | 55,0 | 142,1 | 98,2 |
Источник: Казначейство, НБУ
Реальное отношение Евросоюза к нынешней власти можно увидеть по объему грантов, поступивших в бюджет за январь-сентябрь нынешнего года - 267 млн.грн при годовом плане в 4,5 млрд.грн или в 17 раз меньше от ожидаемых поступлений. Напомню, что в 2014 году от ЕС в бюджет поступило более 5 млрд.грн. Это показатель того, что доверие ЕС к нынешней власти катастрофически падает.
Да и каком доверии может идти речь если посмотреть на красноречивый индикатор реальной борьбы с коррупцией. Так, в бюджете на нынешний год по статье "Конфискованные средства и средства от реализации конфискованного имущества, которые были присвоены коррупционными методами" запланированы поступления в размере 1,5 млрд.грн. По факту, на сегодняшний день, за январь-сентябрь текущего года в бюджет поступило всего лишь 7 тысяч 865 гривен 77 копеек (!).
Девальвация и инфляция, спровоцированная неграмотной экономической политикой правительства и Нацбанка, позволила (несмотря на сокращение импорта и падение производства) увеличить доходы бюджета дополнительно на 55,7 млрд.грн (см. Таблицу 1).
Судите сами. Если бы обменный курс гривны к доллару остался на прошлогоднем уровне (январь-сентябрь 2014 года 11,12 грн/долл), то поступления в бюджет от НДС на импорт в этом году сократились бы на 48 млрд.грн. По факту же, за счет девальвации гривны до 21,6 грн/долл (в среднем за январь-сентябрь) доходы от НДС на импортные товары увеличились на 24,7 млрд.грн по сравнению с прошлым годом.
Аналогичная ситуация и с инфляционным наполнением бюджета. Доходы бюджета от НДС на украинские товары без 50-процентной инфляции за январь-сентябрь 2015 года уменьшились бы 26,3 млрд.грн, по факту же, они увеличились на 16,8 млрд.грн.
С целью пополнения доходов бюджета, нынешнее правительство не гнушается методами предыдущих правительств (см. Таблицу 3). Во-первых, в доходной части бюджета сохранились планы по штрафам. Это означает, что даже если бизнес и не будет нарушать законодательство, контролирующие обязаны найти несуществующие нарушения. Во-вторых, в нынешнем году в два раза увеличились поступления от штрафов, а годовые планы (!) по административным штрафам за 9 месяцев перевыполнены в 11 раз, а по штрафным санкциям - в 60 раз. Это значит, что административное давление на бизнес в этом году существенно усилилось.
Таблица 3. Планы по штрафам и фактическое перевыполнение, млн грн
|
| План млн грн | Факт млн грн | Перевыполнение годового плана | |||
|
| 2014 | 2015 | янв-сен 2014 | янв-сен 2015 | янв-сен2014, в разы | янв-сен2015, в разы |
| Штрафные санкции за нарушение законодательств о патентовании, за нарушение норм регулирования оборота наличности и о приминении РРО | 1,7 | 0,8 | 44,7 | 48,7 | 27 | 60 |
| Административные штрафы и другие санкции | 31,1 | 25,5 | 319,2 | 274,5 | 10 | 11 |
| Пеня за нарушение сроков рассчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязательств и штрафные санкции за нарушение требований валютного законодательства | - | - | 154,7 | 1074,0 | - | - |
| Всего | 32,7 | 26,4 | 518,7 | 1397,3 | 16 | 53 |
Ко всему вышеперечисленному, добавлю, что, за счет невозврата НДС и переплат по налогу на прибыль, долг государства перед бизнесом на сегодняшний день составляет 47 млрд.грн. В нынешнем году долг увеличился на 15-20 млрд.грн.
Одним словом, за Державу обидно!
Виктор Скаршевский
Комментарии посетителей