В Украине строят платную дорогу: кто будет по ней ездить и за сколько
На нее потратят около 300 млрд грн. Строить автобан будет частная компания за свой счет. Уже пять иностранных предприятий заинтересовались проектом. Однако для строительства платной дороги депутаты должны принять закон "О концессии".
Ранее Domik.ua рассказывал, что водителей предупредили о новом подорожании топлива в Украине .
Когда в Украине появится платная дорога
Платные трассы во всем мире строятся для сокращения и выпрямления маршрута в обход населенных пунктов. Такая дорога обычно короче на 50-100 км – это позволяет сэкономить топливо и время, но за оплату. При этом концессионные дороги будут строить с нуля. Существующие трассы останутся бесплатной альтернативой.
Пока платные дороги в Украине не строят из-за несовершенного законодательства. Нынешний закон о концессиях не гарантирует инвестору окупаемость вложений. Строителю платной дороги нужна уверенность, что по трассе будут ездить как минимум 18 тысяч автомобилей. Иначе компания понесет убытки. По словам советника главы "Укравтодора" Александра Кавы, новый проект закона уже готов, депутатам осталось за него проголосовать, а затем можно вести переговоры с частными компаниями.
Для строительства платной дороги депутаты должны принять изменения в закон "О концессии". Фото: Е. Перепелица
Читайте также: Дорогой автогаз: что из-за него будет дорожать и когда начнется «откат» цен
В проекте закона о концессиях вводится понятие гарантии. Государство гарантирует выделение под строительство дороги земли. А компания обязывается построить на этом участке автобан. Согласно законопроекту, правительство будет гарантировать компании, что поток автомобилей на дороге будет на уровне, который обеспечит прибыльность проекта. Если нужного трафика не будет, госбюджету придется компенсировать убытки. Платной трассой лет 25-50 будет владеть только компания-строитель. Затем дорога перейдет государству. При этом концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге. Также компания может зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе, кемпингах и так далее.
Если парламент примет закон этой осенью, то тендеры на строительство дороги проведут в 2018 году, отмечают в дорожном агентстве. Пока проектом заинтересовались пять иностранных компаний. В "Укравтодоре" уверены: направление Киев – Белая Церковь будет выгодным. На существующей дороге интенсивность движения достигает 20 000-44 000 автомобилей в сутки. "Такой интенсивности хватит для окупаемости проекта", – рассказали в ведомстве.
Первая платная украинская дорога может появиться только через несколько лет. Но добро на это должен дать Кабмин.
Где еще появятся платные дороги
Еще одна концессионная дорога может появиться на границе с Польшей. Трассу Львов – Краковец планируют построить еще с 1999 года. В мае 2015 году "Укравтодор" даже объявил конкурс на строительство автобана. Но уже в сентябре конкурсная комиссия отклонила заявки украинской компании "Концессионные транспортные магистрали" и французской Bouygues. У компаний не было достаточно средств на строительство такого проекта, объяснили в автодорожном агентстве. Однако и. о. главы "Укравтодора" Славомир Новак отмечает: платная дорога Львов – Краковец появится одновременно с трассой Киев – Белая Церковь.
Еще одну платную дорогу могут построить от польской границы до Львова.
Бума платных дорог в Украине ждать не стоит, поскольку в стране небольшая интенсивность движения по дорогах, говорят эксперты. По словам советника главы "Укравтодора" Александра Кавы, в Украине платные дороги выгодны только на подъездах к крупным городам.
"Каких-то масштабных проектов, например, автобанов через всю страну на условиях концессии, у нас частные инвесторы строить не будут. И причины здесь довольно объективные: низкая плотность населения страны и низкая покупательная способность. Высокий трафик есть только на подъездах к городам-миллионникам. Максимум по стране сейчас можно сформировать портфель из пяти реальных проектов не более", – говорит Кава.
Кроме уже существующих проектов концессионных дорог, строительство платных дорог могло бы быть выгодно возле городов-миллионников: Днепра, Харькова, Одессы. Это позволило бы разгрузить трафик на существующих подъездах к областным центрам.
Читайте также: В Украине стремительно дорожает автомобильный газ: почему и что будет дальше
Сколько будет стоить проезд по платной дороге
В Польше, например, стоимость километра проезда по платной дороге составляет три евроцента с ограничением скорости до 130 км. В Италии – от семи евроцентов за километр. В некоторых странах проезд по платным дорогам оплачивается за определенный период. Например, в Словении за абонемент на семь дней нужно заплатить 15 евро, в Австрии на 10 дней – восемь евро, в Венгрии на 10 дней – 13 евро.
"Есть абсолютно разные системы оплаты за проезд по концессионной дороге. Начиная от того, что оплачивается определенный период. Есть модели, которые приняты в Германии и Беларуси – за проезд платят только грузовые автомобили", – говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортной стратегии.
Проезд одного километра по платной дороге Киев – Белая Церковь может стоить девять евроцентов, считают эксперты.
Первая платная дорога Киев – Белая Церковь в 50 км обойдется инвестору в 300 млн долларов без учета выкупа земли под строительство. Средняя стоимость разового проезда составит девять евроцентов за километр, рассказывает Александр Кава.
"Если трафика будет недостаточно, государство должно компенсировать инвестору разницу между доходами и уровнем, который инвестор смог собрать за счет потока на дороге. Это работает во всех европейских странах, которые воплотили проекты на условиях концессии. Размер компенсации будет указываться в договоре между правительством и концессионером", – добавляет Александр Кава.
Комментарии посетителей