А, учитывая, что в ближайшее время начнутся новые чистки на земельном рынки, это неминуемо приведет к целому ряду судебных исков. Как выяснил портал «Политика и деньги», чуть ли не все акты на землю, выданные при правительстве Тимошенко, утверждались наспех, а, значит, с нарушениями. Таким образом, тысячи новых собственников могут лишиться земли уже в ближайшее время, будет спровоцирована волна рейдерства и новый виток коррупции в судах.
Конституционное решение
Конституционный суд кардинально изменил ситуацию на земельном рынке страны. Служители Фемиды обнародовали свое решение, относительно неоднозначности и размытости формулировки первой части ст. 143 Конституции Украины, согласно которой местные органы власти «решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции». Представители Высшего административного суда, которых это изречение обеспокоило еще в мае прошлого года, обратились к своим коллегам с просьбой объяснить, попадают ли земельные вопросы под данную формулировку.
Помимо этого, судей попросили объяснить 12 статью Земельного Кодекса, в которой прописано, что чиновники на местах могут предоставлять и изымать переданные в пользование земельные участки. Непонятным Высшему административному суду стал еще один пункт вышеуказанной статьи, в которой оговаривалась возможность городских, сельских и поселковых советов распоряжаться имуществом общин, передавая земельные наделы в пользование физических и юридических лиц. Конституционный суд попросили выяснить, является ли местный совет субъектом властных полномочий.
Еще один пункт, который беспокоил судей, прописан уже в основном для них документе - в первой главе 17 статьи Кодекса административного судопроизводства. В ней указано, какие конкретно дела могут рассматривать административные суды. «Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по поводу обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности», - именно эта формулировка, прописанная в первой части статьи и вызвала недоумение служителей Фемиды.
Иными словами, в административном суде хотели выснять, могут ли они рассматривать решения по земельным вопросам, а именно споры между физическими, юридическими лицами и чиновниками по вопросу отмены незаконных решений органов власти. В Конституционном суде, выслушав доводы своих коллег, поддержал все три трактования, таким образом, позволив административным судам заниматься земельными вопросами.
Процедура усложнится
Стоит отметить, что разъяснение Конституционного суда значительно повысило роль административных судов. До принятия такого важного для них решения, судьи админсудов занимались техническими делами - отменяли государственные акты на землю, но только в том случае, если хозяйственный суд уже признал документы, на основании которых и был выдан госакт, недействительными.
Реальным же решением земельных вопросов занимались хозяйственные суды и суды общей юрисдикции. К примеру, если истцом выступало юридическое лицо, которое требовало отменить решение местной власти о выделении земли и признать за ним право собственности на участок, дело рассматривалось в хозяйственном суде. Если же с аналогичными требованиями выступало физическое лицо, то дела отправлялись на рассмотрение в суды общей юрисдикции.
По мнению управляющего партнера юридической компании Moris Group Андрея Романчука, в зависимости от интересов сторон различные дела со схожим содержанием могли рассматриваться либо хозяйственным, либо админсудом.
«Очень часто административные требования к органу власти сопровождаются и имущественными требованиями. Юристы, пользуясь неоднозначностью трактовок законодательства, могли поставить на первое место просьбу к суду отменить какой-то акт местного совета. А на второе - требование разорвать имущественный договор, который был составлен на основании этого акта. В таком случае дело направляется в админсуд. Если те же требования просто поменять в исковом заявлении местами, «главным» по делу уже будет хозяйственный суд», - поясняет Андрей Романчук.
Однако чаще всего служители закона старались передать дело именно в хозяйственный суд, где рассматривать этот вопрос гораздо легче. Юристы признаются, что из-за изменений в законодательном поле, рассматривать подобные дела станет гораздо сложнее.
По мнению управляющего партнера адвокатской компании «Васько и Назарчук» Вадима Васько, в большинстве случаев имущественные требования легче проводить через хозяйственные суды или суды общей юрисдикции. «Юристы подходят с практической точки зрения. Главная цель обычно заключается в том, чтобы взыскать убытки или восстановить право собственности. Как это будет делаться - через отмену актов органов власти или в споре с физическим или юридическим лицом, - это второй вопрос. Теперь же придется разделять «хозяйственную» и «административную» часть дела», - отмечает юрист.
Правоведы предполагают, что ряд дел, попавших в хозяйственные и общие суды, не имеющие «административной» составляющей, могут быть либо переданы админсудам, либо разделены в принудительном порядке. В целом же, по мнению юристов, после решения Конституционного суда существует риск, что дела в хозяйственном и общем судах будут приостанавливаться до решения вопроса по действиям местных властей в админсуде.
Денежные потоки перераспределят
Пожалуй, наиболее интересный вопрос к судьям - почему необходимость в трактовке возникла именно сейчас. Ведь, к примеру, Кодекс административного судопроизводства был принят в 2005 году и долгое время никаких возражений у служителей Фемиды не вызывал.
Официальной причиной обращения стала неоднозначная судебная практика по земельным делам, связанным с решением органов местной власти. По словам представителя Высшего административного суда и Конституционного суда по данному делу Любови Гончар, если это сфера публичного права, то рассмотрение споров между юридическими, физическими лицами и местной властью входит в компетенцию админсудов. А если споры носят частно-правовой характер, они подсудны судам общей юрисдикции или хозяйственным судам.
Реальная же причина, как всегда, отличается от официальной. Дело в том, что в ближайшее время интерес к земельным делам существенно вырастет, что связано с небывалой активностью экс-премьер-министра и главы нынешней оппозии Юлии Тимошенко, которая в преддверии президентской гонки активно раздавала бесплатные акты на землю.
Специально для этих целей 21 октября 2009 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №1112 «О дополнительных мерах относительно бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины государственных актов на право собственности на земельные участки», которым были внесены изменения в постановление №844 «Некоторые вопросы реализации права собственности на землю гражданами Украины в 2009 году». Согласно этому документу, утверждался новый упрощенный порядок выдачи актов на право собственности на земельные участки. Для обеспечении выполнения регуляторного акта Правительство даже выделило 507 млн грн.
Украинцы никогда не выйдут из судов
Как стало известно журналистам портала «Политика и деньги», до утверждения нового порядка чиновникам удалось выдать свыше 1 млн актов, еще около 700 тыс. документов были поданы давно и не оформлялись из-за длительных проволочек. Позиция Юлии Тимошенко заключилась в том, чтобы выдать около 6,5 млн документов, которые, естественно, делались «на скорую руку».
«Техническая документация под такие акты очень низкого качества. Много наделов «заступают» друг на друга, на некоторые выдано по несколько госактов. Сейчас люди начнут на этих землях стройку, будут ставить заборы. Все это спровоцирует множество конфликтов и, соответственно, добавит работы судам», - рассказывает президент Земельного союза Украины Андрей Кошиль.
Эту информацию подтверждают и сами юристы. «На участке одного из наших клиентов недавно появились неизвестные и стали переставлять межевые знаки. Мы обратились в управление земельных ресурсов, где нам сообщили, что по непонятным причинам границы надела начали корректироваться. По логике мы должны подавать иск в общий суд, поскольку речь идет о споре двух соседей. Но поскольку мы точно не знаем, кто наши оппоненты, то будем судиться с земельным управлением в админсуде», - говорит старший советник юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Вадим Беляневич.
Правоведы прогнозируют, что в ближайшее годы количество желающих обратиться в административный суд будет активно расти. Дело в том, что не за горами вопрос об упорядочении земельных участков, в связи с принятием закона о земельном кадастре и о рынке земли. Тот факт, что принимающиеся сейчас сомнительные решения местных властей никто не обжалует, связано лишь с тем, что данные документы за определнное вознаграждение оформляются в интересах конкретных физических или юридических лиц.
Однако в ближайшее время на земельном рынке могут начаться массовые чистки. Ведь, каждый новый чиновник, как правило, начинает свою работу с обещания разобраться с земельным рынком. Учитывая, что впереди выборы в местные советы и в Парламент, представители новой политической силы вполне могут воплотить свои обещания в жизнь. Это приведет к росту количества исков, что позволит судьям неплохо на этом заработать.