Холодная зима 2017-го: тепло и свет в квартирах не гарантируются
Ранее портал Domik.ua писал о том, кому начислят субсидию в отопительный сезон .
Отопительный сезон в Украине должен начаться чуть более чем через месяц. Третий год подряд страна подходит к нему не подготовленной. Можно объяснить растерянность чиновников в 2014 году, когда полномасштабные боевые действия с участием армии РФ развернулись на оккупированном Донбассе как раз летом, в период наиболее интенсивного накопления угля.
Сегодня же, по данным НЭК «Укрэнерго», на первую декаду сентября 2016 года на складах крупных ТЭС и ТЭЦ находится 960 000 тонн и 270 000 тонн угля всех марок соответственно, что на 20% ниже, чем было даже в 2015 году. Запасы на начало сентября примерно равны запасам на начало августа, хотя энергетики ожидали, что они увеличатся минимум на 280 000 тонн.
В конце июля Кабмин утвердил план подготовки к отопительному сезону 2016-2017 гг. На 1 ноября 2016 года общие запасы угля по всем складам Украины должны составлять 2,8 млн тонн: 1,4 млн тонн антрацита и 1,4 млн тонн угля газовой группы. Но, с каждым осенним днем объем потребляемого угля увеличивается, что не способствует интенсивному накоплению.
А значит, сохраняется вероятность перебоев с теплоснабжением и плановых отключений электроэнергии в зимнее время.
План по валу
В НЭК «Укрэнерго», которая отвечает за поставки и распределение электроэнергии от крупных генерирующих мощностей всем потребителям Украины, утверждают, что разработали ряд сценариев прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП). Каждый из базовых сценариев предполагает несколько «подсценариев», в зависимости от развития ситуации. Но это уже компетенция узких специалистов. Сценарий первый, с накоплением 2,8 млн тонн на складах, похоже, уже отложили до лучших времен.
Второй – с привлечением НАЭК «Энергоатом», которому «Укрэнерго» направил свои предложения по взаимной коррекции ремонтов энергоблоков. Если атомщики, со своей стороны, найдут возможным передвинуть ремонты трех своих энергоблоков, плюс недельное маневрирование мощностями в момент загрузки свежего топлива, это даст украинской энергосистеме дополнительно 2 млрд кВ\ч. И позволит сэкономить 1,5 млн тонн дефицитного антрацитового угля. Пока что НАЭК изучает направленные документы.
Третий – рассматривает различные графики поставки топлива на крупнейшие ТЭС и ТЭЦ. Нынешние запасы угля на складах не критические для безопасности энергосистемы Украины. В сентябре, с небольшим снижением температуры, Украина вышла на потребление 60-65 тыс. тонн угля в день. В отопительный сезон этот показатель колеблется в районе 85-100 тыс. тонн в день, из них до 35 000 тонн приходится на газовый уголь, еще до 65 000 тонн – на антрацитовый.
Весь вопрос в стабильности поставок на станции антрацитового и газового угля. Причем, наиболее важной для соблюдения общего баланса энергосистемы является возможность более-менее равномерно поставлять уголь именно на электростанции, причем – по всей территории Украины.
Читайте также: Зима-2017: запасов газа — впритык, а многим придется топить дровами и одеваться потеплее
Жизнь во тьме
Гипотетически рассматривается и сценарий полного использования антрацитового угля на складах, так сказать «под ноль», без возможности пополнения. В таком случае Украину ожидает дефицит электрических мощностей в 5-7 ГВт, а это практически половина всех атомных мощностей страны.
Вариантов решения проблемы два: либо Украина обращается к России – единственной стране, с которой наша энергосистема на сегодня может работать в параллельном режиме, с просьбой «продать электричество». И, вероятнее всего, получает отказ по политическим причинам. Либо все украинцы изучают график отключения электроэнергии в своих населенных пунктах и подстраиваются под него.
На сегодня графики отключений разработаны, согласованы и утверждены со всеми регионами, кроме Львовской и Николаевской областей. Но это уже технический момент. Неконтролируемых отключений электроэнергии, как это было в 2014 году, в Украине не будет, обещают в НЭК «Укрэнерго».
«Энергетики уже дважды битые, мы видим отставание от графика накопления угля, поэтому готовы к сложным ситуациям гораздо лучше», – сообщил Всеволод Ковальчук, врио главы НЭК «Укрэнерго», на встрече с журналистами 8 сентября. Впрочем, в НЭК «Укрэнерго» считают, что массовых отключений электроэнергии удастся избежать. Собственники ТЭС, особенно работающих на антраците, наконец-то начали активнее накапливать уголь на станциях, в том числе – и заключать экспортные контракты на поставку из-за рубежа.
Кроме того, в конце августа – начале сентября произошло несколько мелких, но, по совокупности, значительных событий для украинской энергетики. Так, 30 августа ПАО «Центрэнерго» наконец-то сделало первый шаг к переходу с антрацитового угля на газовый. Компания подписала первый договор на разработку проектно-сметной документации по переоборудованию двух агрегатов на Змиевской ТЭС. Процесс займет семь месяцев, и на нынешний отопительный сезон никак не повлияет, но этого шага прогрессивная часть энергетиков ждала почти три года.
Также, на заседании Кабмина 7 сентября НАК «Нафтогаз Украины» было поручено увеличить запасы газа в подземных хранилищах до 17 млрд куб. м. Ранее правительство рассчитывало, что достаточно будет и 14 млрд куб. м. Уже 9 сентября, в Верховной Раде во время «Часа вопросов к правительству» министр энергетики Игорь Насалык публично заявил, что дополнительный объем газа нужен для подстраховки в зимний период.
«Мы предполагаем, что в нынешнем году будут довольно низкие температуры, и к этому надо быть готовыми. Мы не знаем, как будет поставляться антрацитовая группа угля из зоны АТО, и предполагаем, что, если этого угля не будет, то запуск газомазутных блоков на ТЭС сможет компенсировать антрацит. Их мощность порядка 1,2-1,4 млрд куб. м. Вот они и заложены в стратегические запасы газа», – пояснил министр энергетики.
Читайте также: Стал известен новый средний размер субсидии в 2017 году
Хитрый антрацит
Каким образом вот уже три года поставляется антрацит с оккупированных территорий Донбасса на ТЭСы, расположенные на остальной территории Украины, остается не совсем понятным. Слишком много недомолвок и «перевода стрелок» как со стороны госчиновников, так и со стороны коммерсантов. Антрацитом с Донбасса пользуется практически вся отечественная генерация – и государственное «Центрэнерго», и ДТЭК Рината Ахметова, и «Донбасэнерго» Игоря Гуменюка. В 2015 году поставки с оккупированных территорий составили более 8 млн тонн.
В этом году ДТЭК еще в начале июня заявил, что ОРДЛО блокирует поставки антрацита на территорию Украины. Почти месяц отгрузка дефицитного угля не осуществлялась. Вполне логичным в такой ситуации было бы диверсифицировать его поставки, контрактовать и завозить тот же уголь из ЮАР, когда цены были чуть ниже. Кстати, во всем мире сезон заключения контрактов на топливо начинается весной.
Но вместо этого все украинские компании – под молчаливым наблюдением Кабмина, Минтопэнерго, отраслевых регуляторов и всех «заинтересованных сторон» – ждали, чем закончится «кризис угольной и железнодорожной отрасли в ОРДЛО». Чудесным образом проблемы вывоза антрацита с ОРДЛО разрешились в Минске 3 сентября, во время заседания экономической подгруппы.
«В рамках работы экономической подгруппы достигнута договоренность о запуске железнодорожных перевозок на ветке Попасная – Стаханов, а также окончательного восстановления и запуска перегона Никитовка – Майорск. Работа этих двух направлений необходима для поставок угля на украинские ТЭЦ», – сообщила Дарка Олифер, пресс-секретарь Леонида Кучмы, представителя Украины в Минской Группе.
А 7 сентября на заседании Кабмина ДТЭК сообщил, что уже законтрактовал за рубежом аж 120 000 тонн угля: 50 000 тонн антрацита из ЮАР и 70 000 тонн газового угля из Польши. По самым приблизительным подсчетам, этого хватит на два дня работы ДТЭКовских станций. Чем отличается польский газовый уголь от такого же газового из львовско-волынского бассейна, и зачем его надо было покупать, в ДТЭК не комментируют.
Возможно, имели место взаимные договоренности по экспортным контрактам на поставки электроэнергии в Польшу. Полякам тоже надо как-то поддерживать своих угольщиков. С другой стороны, вынужденное использование газа на ТЕС вместо угля в любом случае обойдется дороже.
Под большим вопросом остается и стабильный оборот грузовых вагонов для перевозки угля на территории ОРДЛО. Наладить его пока не удается. К тому же, не понятно, как решен вопрос со взятками. Формально, уголь из ОРДЛО вывозят мелкие частные предприятия. В 2015 году Forbes писал, что за провоз одного вагона с углем боевики ОРДЛО брали 600 гривен, а на украинских блок-постах – 200 гривен. Каковы новые ставки, и остались ли они в том же «организационном» виде, данных пока нет.
Политический уголь
На сегодня поставки угля с оккупированных территорий Донбасса зависят от двух основных условий. Первое: уголь – единственный легальный товар, который могут продавать так называемые «ДНР-ЛНР», чтобы поддерживать свою экономику. Но у руководителей тамошних вооруженных формирований остаются рычаги манипуляции угольными поставками.
«Здесь есть политические моменты: как только появляется информация о том, что корабли с углем из ЮАР идут в Украину, сразу начинает отгружаться уголь из ОРДЛО без всяких проблем. Когда они видят, что идет диверсификация, они тщательнее считают свои деньги», – рассказывает Всеволод Ковальчук.
Второй момент – изменение конфигурации производства и передачи электроэнергии между Украиной и оккупированными территориями. На сегодня оккупированные территории формально находятся в зоне ответственности единой энергетической системы Украины. ТЭСы на оккупированной территории и в зоне АТО работают на поддержку баланса всей энергосистемы юго-восточного региона Украины. Структура соединительных ЛЭП такова, что мы не можем взять и отключить оккупированные районы – иначе «ляжет» весь промышленный юго-восток страны.
В то же время, задолженность оккупированных территорий превысила 24 млрд гривен, за первую половину 2016 года ее прирост составил 1 млрд гривен. Большая часть этих денег приходится на районы Луганской области, которая зависит от единственной Луганской ТЭС. В меньшей степени это касается оккупированной части Донецкой области.
К сожалению, в 2015 году Украине пришлось дважды обращаться к России с просьбой о покупке электроэнергии для поддержки украинской энергосиситемы в периоды кризиса. Эти перетоки шли через магистральные сети в Луганской и Донецкой областях. Вместе с тем, Россия неоднократно использовала эти сети для передачи электроэнергии на оккупированные территории по просьбе оккупационных властей.
А вот счета почему-то выставила Украине. Впрочем, как и счета за поставки газа на оккупированную территорию через неконтролируемые Украиной газопроводы.
Читайте также: Итоги проведения гидравлических испытаний теплосетей в Киеве
Судьбоносная встреча
21 сентября в Минске анонсирована встреча министров энергетики Украины и России. Главным вопросом будет урегулирование энергетических проблем на оккупированных территориях. По данным Forbes, к подписанию готовится документ, согласно которому четыре магистральные приграничные ЛЭП в Донецкой и Луганской областях будут лишены статуса «таможенных международных ЛЭП» до решения конфликта на Донбассе, и Украина не будет нести ответственности за их работу и переданную электроэнергию от начала конфликта и до его окончания.
Также будут рассмотрены вопросы восстановления и строительства ряда новых ЛЭП между оккупированными и свободными территориями Украины. Масса сетей разрушена, договоренности об их возобновлении все время срываются по вине боевиков. Судьба самой крупной из линий, которая должна соединить Луганскую ТЭС с единой системой Украины, должна решиться 15 сентября. НЭК «Укрэнерго» готов передать документы по строительству на государственную экспертизу. В случае утверждения, уже к ноябрю можно будет выйти на закупку необходимого оборудования и стройматериалов, а к концу 2017 года достроить ее окончательно.
Все это станет возможным, если удастся обеспечить 1 млрд гривен инвестиций, политическую волю и «молчание» боевиков по всей линии разграничения в Луганской области.
Комментарии посетителей