Яструбинский рассказал правду о киевских тарифах
Как сообщила пресс-служба КГГА, как объясняет начальник Главного управления по вопросам ценовой политики Василий Яструбинский, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Киеве внедрялись таким образом:
с 1999 года – на услуги по снабжению холодной водой и водоотводу;
с 2000 года – на оплату квартиры и за содержание домов, сооружений и территорий возле домов;
с 2002 года – на услуги по отоплению и централизованному снабжению горячей водой.
«За это время, – комментирует Василий Иванович, – существенно изменились экономические условия, что сделало когда-то достаточные тарифы убыточными. То есть доходы предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, со временем перестали покрывать расходы. А потому услуги киевлянам начали предоставлять за счет снижения их качества, вымывания оборотных средств производителей, невыполнения необходимых ремонтов и тому подобное. Одно слово, жилищно-коммунальная отрасль города, чем дальше, тем больше приходила в упадок. Это, к сожалению, совсем не тревожило старую властную команду, которую возглавлял Александр Омельченко. Сам тогдашний киевский голова, который сегодня так трогательно «защищает интересы» простых киевлян, занимался чистой воды популизмом, искусственно сдерживая рост тарифов. Это делалось, с одной стороны, чтобы не проиграть на дежурных выборах, а в то же время – и в настоящее время этого не хочет понимать только тот, кто не желает этого понимать – довести до окончательного банкротства и «Киевводоканал», и «Киевэнерго». Чтобы на третьем сроке правления легче и более дешево было довести до логического завершения операцию с уже созданным тогда энергетическим холдингом. В настоящее время Александр Омельченко публично заявляет, что это якобы не его работа – юридическое оформление энергохолдинга 5 апреля. Но киевляне не болеют склерозом – новая властная команда на то время, собственно, лишь пыталась выдрать фактическую власть из рук уже побежденного «вечного мэра».
В конце концов, как объясняет Василий Яструбинский, проблемы, рожденные предшественником, упали на плечи новой столичной власти. И она, чтобы не лишить Киев жизненно важных предприятий, а киевлян – жилищно-коммунальных услуг, пришлось пересмотреть эти тарифы.
- Почему так резко? – продолжает он. – Первая причина этого – то, что более чем на половину (точнее – на 60%) тариф состоит из стоимости энергоносителей, в основном – газа. В действующих до 1 декабря этого года тарифах на тепловую энергию была учтена стоимость газа 210,75 грн. за тысячу кубических метров. Но еще с 1 января этого года цена на газ для коммунальной теплоэнергетики выросла сначала до 263,43 грн. за тысячу кубометров, потом – с 1 мая – до 383,4 грн., а с 1 июля – до 686 грн. за тысячу кубов. То есть не на 30 процентов, как иногда пишут в средствах массовой информации, и не в 2,8 раза, а – в 3,25 раза.
Кроме того, с 1 сентября прошлого года тарифы на электроэнергию тоже регулярно росли: ежемесячно – на 5 процентов до предыдущего месяца. И в результате с 1999 года тарифы на электроэнергию прыгнули в 2,7 раза, а с 2002 года – еще в 2,3 раза. Следует заметить: эта составляющая тарифов на жилищно-коммунальные услуги так же будет увеличиваться и в дальнейшем – в соответствии с постановлением Кабмина № 745 от 15.08.2005 года.
Вторая важная, по мнению Василия Ивановича, часть тарифов – заработная плата производителей жилищно-коммунальных услуг. Напомню, что с 1999 года минимальная заработная плата в Украине выросла с 74 грн. до 400, а средняя заработная в Киеве – с 302,64 грн. до 1805,61 (октябрь текущего года). Между тем в тарифах до 1 декабря по ОАО «АК «Киевводоканал» заложена средняя заработная плата 185 грн. на месяц, а по АК «Киевэнерго» - 866 грн. В квартирной плате и плате за содержание домов и придомовых территорий была учтена средняя заработная плата в размере 282 грн. А в новые тарифы заложена уже новая средняя заработная плата – в пределах 1707—1710,50 грн. в месяц. Как видим, даже ниже, чем по Киеву.
– Третья составляющая тарифов, – говорит начальник главного управления, – это, как я уже вспоминал, основные фонды наших предприятий, которые производят жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время они оказались «добитыми» – из-за нехватки денег их длительное время не заменяли и даже капитально не ремонтировали. Поэтому в новых тарифах на жилищно-коммунальные услуги пришлось заложить свыше 222 млн. грн. лишь на ремонт этих фондов. В тарифах на услуги по водоснабжению еще предусмотрена инвестиционная составляющая – чтобы завершить работы по установлению домовых средств отсчета холодной воды (а это 24,3 млн. грн.), а в тарифах на тепловую энергию – средства на установление счетчиков тепловой энергии на отопление и горячей воды (по АК «Киевэнерго» -- 36,4 млн.грн., по Дарницкой ТЭЦ – 26,7 млн.грн.).
А в целом вся программа оборудования домов в столице необходимыми счетчиками стоит, по словам Василия Яструбинского, свыше 400 млн.грн.
«Следовательно, – подытоживает он, – в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, которые введены в строй с 1 декабря текущего года, учтен реальный рост расходов на производство этих услуг в целом по Киеву на более чем 2 миллиарда гривен». В связи с этим Василий Яструбинский напоминает, что с 1 января следующего года вступают изменения в законе о ценах и ценообразованиях. «По ним, – разъясняет он, – местное самоуправление должно возмещать разницу между действующими на территории общества тарифами и их реальной ценой за счет собственного бюджета. То есть снижение тарифов или не их внедрение в Киеве возможно лишь при условии, если столичная казна будет платить предприятиям, которые производят жилищно-коммунальные услуги, ежемесячно 216,7 млн. грн. (или 2,6 млрд. грн. в год). А это – нереально».