Дорогой бюджет: что собрался разрабатывать Минфин за 5 млрд гривен
Domik.ua уже писал о том, что даст Украине профицит платежного баланса .
Инициативу Минфина сделать процессы более прозрачными вряд ли можно оспаривать – много вопросов вызывает ее стоимость, которая задекларирована в размере $150-200 млн. Forbes попытался разобраться, насколько оправданы такие затраты.
«Это революционная система по нескольким направлениям», – подчеркнула, представляя документ, министр финансов Наталия Яресько. По ее словам, система позволит реорганизовать весь документооборот, введя единый электронный служебный кабинет и электронный договор, создать первую аналитическую онлайн-систему для анализа исполнения государственного и местного бюджетов, а также в целях раскрытия этой информации для любого гражданина или компании.
Реализация озвученного проекта займет не один год. Однако «Прозрачный бюджет» привлек к себе внимание прежде всего грандиозной как для Украины стоимостью. Озвученные Минфином $200 млн, с учетом исповедуемой властями монетарной политики, в 2016 году могут оказаться равны сумме в более чем 6 млрд гривен.
Такая стоимость удивила не только журналистов. К примеру, компания UBIZ.ua, услышав о цене разработки данной инновации Минфина, сразу же предложила ведомству сэкономить $100 млн. «Своим обращением мы хотели обратить внимание чиновников, бизнеса и общественности, что заявленные Минфином цифры, даже по предварительной оценке, значительно завышены. За озвученными $150-200 млн сегодня нет никаких реальных расчетов», – указывает директор UBIZ.ua Дмитрий Бойко.
Отметим, что Минфин, возглавляемый Наталией Яресько, вряд ли может служить примером другим ведомствам в качестве потребителя бюджетных средств. В частности, вызывает вопросы выбор финансового консультанта по реструктуризации долга, который проходил без тендера, и аналогичный подбор юридических консультантов по этому вопросу. Сюда же можно отнести привлечение иностранных HR-компаний для поиска кандидатов на пост главы ГФС, целесообразность которого вызывает множество вопросов.
Впрочем, поскольку и вышеперечисленные затраты с «Прозрачным бюджетом» несравнимы, Forbes обратился к Министерству финансов за некоторыми разъяснениями.
Читайте также: Что и как продает Фонд гарантирования вкладов?
Как считали?
На вопрос, какое структурное подразделение Министерства финансов проводило эти расчеты, редакция получила следующее разъяснение: «Это предварительные расчеты команды Е-Data на основе данных от департаментов информационных технологий министерств, информации от Казначейства и проекта Всемирного банка «Модернизация государственных финансов», который был первой попыткой сделать части такой аналитической системы», – ответили в Минфине на запрос Forbes.
В ответ на просьбу издания ознакомиться с этими расчетами поступила информация, что они еще находятся в стадии подготовки. «Обзорная миссия Европейского Союза по состоянию ІТ инфраструктуры ГФС и Минфина работает в ГФС с понедельника, 1 февраля 2016 года. ІТ-аудит со стороны Европейского Союза в Министерстве финансов ожидается в течение месяца. Конкретные цифры по инвестициям будут известны в середине марта. Соответственно, выделение средств для начальных проектов ожидается, скорее всего, в конце марта. Как только расчеты будут проведены, они обязательно будут открыты для ознакомления», – отвечают в Минфине.
Forbes обратился к нескольким IT-компаниям с просьбой пояснить, какого рода софт может стоить таких денег. Чаще всего представители IT-отрасли отшучивались, что за $200 млн можно построить дата-центр для Google либо снять еще один эпизод Star Wars (и получить возврат инвестиций в 10-кратном размере).
«Если честно, мне трудно представить, как будут осваивать такую сумму. Моя предметная область – разработка программного обеспечения. А насколько я понимаю, в данном проекте решаются в том числе и инфраструктурные задачи (и не только). Было бы намного легче оценить обоснованность этой цифры, видя как минимум верхнеуровневое разбиение по основным статьям расхода. На основании моего опыта $10-15 млн в год обеспечат разработку программного обеспечения, и основной проблемой будет найти такое количество людей (около 100 человек)», – поясняет старший менеджер проектов Cogniance Павел Стельмах. И добавляет, что доверие к выбору вендора возникнет только в том случае, если победителем станет одна из компаний с мировым именем и штатом украинских сотрудников в 500 и более человек.
При этом стоит отметить, что в стоимость проекта действительно входит не только разработка софта. Сумма, озвученная Минфином, – это общая величина целевых расходов, которые нужно учесть с момента начала реализации проекта до момента выполнения полного объема обязательств, связанных с ним.
В целях ее определения разрабатываются специализированные методики, предназначенные для определения общей величины расходов на технику, оборудование, информационные системы и т.д. на всех этапах жизненного цикла проекта. Однако сами эти методики Минфин пока не обнародовал.
«В эту сумму войдет также стоимость обеспечения бюджетных учреждений и организаций автоматизированными системами учета и отчетности. По предварительным оценкам, их установки сейчас требует около 22 500 распорядителей и получателей бюджетных средств. При средней стоимости одного комплекта лицензий в 8-10 тыс. гривен это уже дает 225 млн гривен расходов», – подчеркивают в Минфине.
Читайте также: Банкиры рассказали, как сильно может подорожать доллар
«Самым главным в вопросе ценообразования подобных проектов является наличие утвержденного технического задания, а его по состоянию на сегодня – нет. Только после того как будет разработано и утверждено четкое ТЗ, можно будет говорить о конкретных цифрах», – объясняет Бойко.
Минфин же пока предоставил только сухие цифры. «Чтобы превратить инициативу в реальный проект, нужно в первую очередь четко сформулировать задачи, определить цели, критерии оценки успешности/эффективности будущего проекта, подробно описать все процессы. И только после этого можно говорить о составлении технического задания и ориентировочной стоимости создания и развертывания всех элементов системы (аппаратного и программного обеспечения)», – подчеркивает генеральный директор «Майкрософт Украина»Надежда Васильева.
Один из собеседников Forbes, пожелавший остаться неназванным, предположил, что настолько большая сумма заложена явно для перестраховки, а реальная цена проекта не должна превышать $100 млн. «Такие проекты необходимо разрабатывать постепенно, шаг за шагом наращивания количество функций и возможностей сервиса. Это позволит учесть все нюансы, обеспечить нормальное тестирование системы», – поясняет собеседник издания.
В качестве одного из примеров такого подхода можно назвать волонтерский проект iGov. На нем добавление новых услуг происходит постепенно, что позволяет отлаживать процессы, получать обратную связь и улучшать сервис.
А специалисты нескольких опрошенных Forbes компаний заявили, что готовы выполнить подобный проект и меньше чем за $100 млн.
Васильева резюмирует, что в условиях сегодняшней экономической реальности, когда требуются быстрые изменения и отсутствует надлежащее финансирование, стоит пересмотреть традиционный подход. К примеру, использовать облачные технологии. «Облачная технология Microsoft Azure позволила фискальной службе Мексики более эффективно контролировать электронные счета и подачу годовых налоговых деклараций для 40 млн человек. И экономить при этом 70% средств», – указывает глава украинского офиса Microsoft.
Комментарии посетителей