Кто в поле воин: как бизнес и НБУ обменялись взаимными неоправданными ожиданиями
Банкиры сетовали на валютные ограничения со стороны НБУ и просили об их скорейшем снятии, а регулятор призывал присутствующих к лояльности. Так, заместитель главы Нацбанка Владислав Рашкован начал свое выступление с просьбы прекратить осуждать Нацбанк и работу сотрудников ведомства.
Forbes решил выбрать наиболее интересные цитаты делегатов конференции.
Ранее Domik.ua писал о том, что предпримут банки для удержания украинских вкладчиков.
Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии
70% экспорта много лет составляют сырьевые товары. Также у Украины существует зависимость от сетевых циклов. Чтобы перейти на следующий этап, нужно импортировать товары с высокой добавленной стоимостью.
Украина не выдерживает конкуренции по легкости ведения капитала. Только 10% стран имеют жесткие ограничения в нашем регионе. Входные потоки инвестиций ограничены в Украине, как и импорт.
Что делает НБУ: нельзя одновременно иметь открытую экономику, фиксированный валютный курс и независимую монетарную политику. Это невозможно соединить, но Нацбанк очень старался.
Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital
В Украине – достаточно открытая экономика, которая зависит от сырьевых товаров. Очень повысилась доля зерновых ресурсов, снизилась доля металла, потому что «ушла» часть территории. Украина уступает по доле экспорта сырьевых товаров только России и Казахстану. Проблема в том, что структура экспорта подвержена влиянию спроса и более резким колебаниям цен, чем в других странах.
Инвестиции у нас занимают около 15% ВВП. Согласно данным МВФ, Украина – 15-я с конца по этому показателю.
НБУ снова стал чистым покупателем валюты на межбанке. Есть тенденция к укреплению курса. Все потому, что повысились цены на сталь и ситуация с транзитом через Россию оказалась не столь плачевной – с конца февраля она наладилась. Нельзя сказать, что прошли мегареформы, повысился интерес инвесторов и мы видим приток капитала.
Сейчас госсектор привлекает много кредитов и перекрывает «дыру» в нашей внешней позиции. Но, несмотря на стабилизацию экономической ситуации, отток капитала продолжается.
Структура резервов НБУ – это деньги МВФ. Своих денег у НБУ нет, а это говорит о том, что еще нужно долго идти, чтобы появилась своя «подушка безопасности». Это можно решить, когда будет приток капитала и избыток его на внутреннем рынке.
Читайте также: С такой прытью Нацбанка к концу 2016 года в Украине может остаться до 60 банков
Тамара Савощенко, председатель правления Unicreditbank
Валютные ограничения существовали в Украине всегда – за весь период независимости страны: временами [они были] мягче и не влияли на состояние валютного регулирования. НБУ пришлось усилить административное давление, чтобы уменьшить влияние [курсовых колебаний] на платежный баланс и успокоить валютный рынок. Это все имело положительный эффект, но сегодня они становятся стоп-фактором и блокируют дальнейшее развитие экономики.
Если валютные ограничения не являются краткосрочными, то они производят негативный эффект. Это то, что происходит сейчас. На мой взгляд, это причина начать валютную либерализацию как можно быстрее.
При этом ее нельзя провести одномоментно, без негативного эффекта на состояние валютного рынка. Но нужно отменить те ограничения, отмена которых в ближайшее время не повлияет на курс доллара и экономическую ситуацию.
[Например], лимит покупки валюты в кассах банка – в нем нет смысла, потому что украинцы покупают [валюту] на «черном» рынке, а 2% налога в Пенсионный фонд делают неконкурентными банки.
Ограничение на снятие депозитов тоже не имеет экономического смысла. Еще одно ограничение, на которое хотелось бы обратить внимание, – запрет на покупку валюты на выплату дивидендов. Все эти ограничения нужно снять в ближайшее время.
Дмитрий Золотько, казначей – член правления ПАО «Сбербанк»
Ситуация в банковской системе далека от идеальной, и НБУ прилагает максимум усилий, чтобы очистить систему от непрозрачных банков, банков, которые совершают нелегальные операции и т.д. Но есть большое количество прозрачных и правильно построенных банков, которые не могут вести прибыльную деятельность из-за общей экономической ситуации в стране. Они требуют докапитализации. Какие мотивы должны быть у акционеров, чтобы увеличить капитал? Единственное – не дать банку «упасть». Экономических мотивов нет.
Есть много причин, по которым банки не могут обеспечить возвратность на капитал. Остановлюсь на одной – получение торгового дохода. Ранее важной составляющей доходов банков были торговый доход с операций на межбанковском валютном рынке и торговле с наличной валютой. Ситуация изменилась. Объем торговли наличной валютой упал в 20 раз: ежемесячно сейчас мы имеем объем рынка около $300 млн. Но наивным будет считать, что это именно валютный рынок сократился в 20 раз. Теперь на этом рынке не очень легально зарабатывают другие люди.
Получается двойная проблема: банки потеряли доходы, при этом рынок ушел в тень. Но к легализации этого рынка нет никаких препятствий. Можно говорить о том, что контролировать нелегальные обменные пункты – это не функция НБУ, а работа милиции. Тогда нужно просто вывести этот рынок на свет, легализовать эти процессы для банков: разрешить изменение курса на протяжении дня, отменить налог в Пенсионный фонд, потому что на черном рынке его не взимают, и отменить ограничения на обмен наличной валюты.
Второй вопрос – межбанковский валютный рынок. С 2012 года рынок сократился в 5-6 раз. Рынок настолько неэффективен, что НБУ вынужден постоянно участвовать в торгах. В прошлом году НБУ выходил на рынок каждые два дня, а, к примеру, в 2013-м – всего восемь раз за год. Необходимо отменить ограничение на ежедневную покупку банками валюты в позицию в размере 0,1% от капитала банка. Это позволит сгладить ненужную волатильность, вернет рынку эффективность. Банки смогут не только зарабатывать, но и управлять своими валютными рисками.
Артем Рафаелян, проектный менеджер EasyBusiness
Валютные ограничения – весомая причина для сдерживания инвестиций. По данным Всемирного банка, Украина в своем регионе попадает в 10% стран, практикующих критические валютные ограничения, минимизируя шансы привлечения на наш рынок инвестиций и развитие активов.
На фоне достаточно скромных реформ и долго запускающихся процессов приватизации валютные ограничения – весомый аргумент для сдерживания инвестиций. Уровень зарегулированности [экономики] показывает, что акцент системы валютных ограничений в нашей стране немного смещен в сторону притока иностранных инвестиций.
Рассматривая инструменты, которыми мы регулируем валютные потоки в стране, можно сказать, что треть ограничений связаны с подачей документов, проверкой разрешительных документов, на основе которых принимаются решения о возможности проведения операций.
Владислав Рашкован, замглавы НБУ
Я предлагаю вам отказаться от идеи судить НБУ в прошлом и сегодня. Всегда есть логика в действиях регулятора. Нацбанк хочет принести совершенно новое валютное регулирование в страну. Основные приоритеты НБУ: обеспечение макроэкономической стабильности, финансовой стабильности и экономический рост, если цели не противоречат друг другу.
Вопросы валютного регулирования важные, но нельзя просто взять и отменить все в один момент. Нужно смотреть на экономическое состояние страны. Мы однозначно прошли дно, и [сейчас] – самое время начать процесс валютной либерализации. И мы начали это делать.Сегодня есть все макроэкономические возможности. Не знаю надолго ли, но есть.
Все валютные ограничения были однозначно оправданы, чтобы сбить панику на валютном рынке, снизить девальвационные и инфляционные ожидания и повести экономику в том направлении, в котором ее хотел вести НБУ. На сегодня инфляция на уровне 20%, а до конца года по прогнозам – 12%. Все это показывает, что действия были правильными.
Нацбанк должен согласовывать с МВФ все изменения на валютном рынке. Мы еще в марте разработали план, как выходить из этих ограничений. Но, если учесть последний год-полтора, то политическая нестабильность не дает возможности достаточно плавно идти в рамках программы МВФ. Если бы у нас состоялись все необходимые пересмотры программы МВФ и был изначально запланированный приток денег, то мы бы давно уже все сделали, в том числе – и либерализацию дивидендов.
Концепция валютной либерализации предусматривает прохождение четырех этапов:
- Упрощение операционной деятельности.
- Либерализация притока иностранного капитала.
- Упрощение выхода украинского капитала.
- Переход к европейскому регулированию.
Читайте также: Чем обернутся для украинского бизнеса антиофшорные законы
Михеил Саакашвили, губернатор Одесской области
Реально мы дошли до той точки, когда косметическими реформами сложно прикрыть отсутствие настоящих изменений, которые должны сделать украинцы. Украине предложили министром финансов поставить Ивана Миклоша, получившего на выборах в Словакии поддержку 0,2%, а его собирались отправить в страну, которая в 10 раз больше [его родной Словакии].
Нам обещают, что мы будем развивать [экономику на] 1-2% в год, а это значит, что мы достигнем уровня [времен президента] Януковича через 15 лет.
Нужен приход к власти украинских политиков, а не чехов, и не поляков. И допустить их следует не к корыту, а к власти и принятию решений.
То, что сейчас есть – это самое безликое правительство всех времен. Хотя я считаю, что Владимир Гройсман – хороший мэр Винницы. А все происходящее – это истеричная попытка сохранить status quo, и хорошие люди не пошли в политику.
Комментарии посетителей