Мировая экономика повторяет путь 1930-х годов – Bloomberg
Так же, как и в 30-х годах прошлого столетия, компании, которые не хотят платить, сдерживают рост, происходит падение инфляционных ожиданий и отступление от фискальных стимулов, пишет Bloomberg.
Ранее Domik.ua рассказывал, почему ВВП как критерий развития страны устарел .
Спусковым механизмом, приведшим к подобным изменениям в экономике, стал финансовый кризис. Он оставил после себя большие задолженности и крупные объемы заемных средств на фоне ужесточения банковского регулирования, что, в свою очередь, способствует обострению дефляционного давления. Аналитики Morgen Stanley отмечают, что текущая ситуация похожа на своего рода шок, который предшествовал экономическому спаду 1930-х годов.
Экономисты компании говоря о том, что нынешняя макроэкономическая среда имеет много общего со средой 1930-х годов. Критическое сходство между 30-ыми годами прошлого столетия и кризисом 2008-го года заключается в том, что финансовый шок и относительно высокие уровни задолженностей изменили отношение частного сектора к рискам и заставили его представителей пересмотреть свои бюджеты и балансы.
Как и 80 лет назад, итогом нынешнего кризиса может стать длительный период спада. Основная опасность заключается в том, что центральные банки стремятся быстрее поднять процентные ставки, а правительства – урезать расходы. Подобные действия вызывают еще более глубокого падение.
По словам аналитиков, преждевременное ужесточение политики в 1936-1937 гг. привело к двойному падения экономики США, и, как результат, к повторной рецессии и дефляции в 1938 году. Точно также и сейчас, поскольку рост немного восстановился, политики начинают ужесточать бюджетную политику, что уже спровоцировало замедление темпов роста в последние несколько кварталов.
Тем не менее, это касается не всех стран. Недавно Всемирный банк снизил свой прогноз по росту мировой экономики, поскольку бизнес-расходы в странах с развитой экономикой снижаются, в то время как экспортеры сырьевых товаров на развивающихся рынках пытаются приспособиться к низким ценам.
Мировой валовый внутренний продукт, по прогнозам, вырастет в этом году на 2,4%. Этот показатель не изменился по сравнению с 2015 годом, но снизился по сравнению с показателями января (2,9%).
Читайте также: Инфляция как допинг для бюджета
Подобные предположения экономистов провоцируют новые споры о том, как политика должна реагировать на экономический спад. Одним из примеров является США, где инициатива Федерального резерва США (ФРС) о поднятии процентных ставок впервые за 9 лет вызвала шквал критики и возражения. Оппоненты этого предложения заявили, что подобные подходы слишком рано применять, учитывая инфляционные прогнозы. Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс отметил, что ФРС не должен повышать ставки до тех пор, пока ситуация не улучшиться.
В то же время, правительства ведущих мировых экономик пообещали в феврале, что будут стимулировать спрос. Однако центральные банки Австралии и Европы продолжали стимулировать рост путем ослабления денежно-кредитного регулирования.
Для того, чтобы избежать нового спада, правительствам, по мнению Morgen Stanley, нужно активизировать фискальную политику. Такой подход применим в то время, когда денежно-кредитная политика проходит фазу адаптации. Корпоративный сектор начнет привлекать частные инвестиции и поддерживать, тем самым, создание новых рабочих мест и рост доходов.