Налоговая реформа ищет жертву. Под нож пойдут социальные программы или образование
Но пока, как писал Domik.ua, неизвестно, что будет с налогообложением в Украине в ближайшем будущем .
"Украине крайне нужна налоговая реформа. – заявила в пятницу во время общения с журналистами министр финансов Наталья Яресько. – Но при этом налоговая реформа не должна привести к увеличению дефицита бюджета. А он в следующем году составит 3,7%".
Согласно обновленным оценкам, модель налоговой реформы министерства требует уменьшения государственных доходов приблизительно на 60 млрд грн.
По мнению Яресько, нелогично предлагать сокращение доходов без сокращения расходов. Если уменьшать доходы на 60 млрд грн, то нужно и расходы сокращать на аналогичную сумму.
До этого риторика министерства была другой. Говорилось о том, что реформа приведет к снижению доходов бюджета на 25-30 млрд грн, которые получится восполнить с помощью компенсаторов – отмены льгот для аграриев, легализации игорного бизнеса и пр.
"Почему эта сумма отличается от озвученной ранее? Потому что работа на подготовкой налоговой реформы продвигается постепенно. Каждое изменение Минфин должен был согласовать и просчитать с МВФ и не всегда наши мнения на влияние одной и той же ставки на поступления совпадали", - объяснила Яресько.
Есть еще один вопрос.
Привязка реформы к расходам – решение в принципе ожидаемое и вполне логичное. Но почему Минфин заговорил об этом только сейчас?
С начала этого года Министерство финансов готовило соответствующие поправки в Налоговый Кодексе (НК).
Читайте также: Какой вариант налоговой реформы придумали депутаты
В любом случае представители ведомства при каждом удобном случае говорили, что делают это. Профильный замминистра Елена Макеева провела массу публичных платформ по обсуждению налоговой реформы с бизнесом.
Предполагалось, что в конце лета, к заседанию Нацсовета реформ 3 сентября, Минфин представит свой законопроект. Этого не произошло. Более того, с каждой неделей становится понятно, что с компенсаторами не складывается.
По информации ЭП, с моделью легализации игорного бизнеса Минфин до сих пор не определился, а отмену льгот заблокировали аграрные лоббисты.
В кулуарах говорят, что у министерства нет полноценного документа – только наработки. Наталья Яресько и Елена Макеева утверждают обратное: новый проект НК есть, но Минфин не опубликует его до тех пор пока на его принятие не будет политической воли.
В украинских реалиях ее можно ждать годами. А пока Минфин на публичных и не очень мероприятиях оперирует своей презентаций, получившей в народе название, "20-20-20".
С конца лета параллельно подготовкой налоговой реформы занялись депутаты и общественные организации. За месяц они наработали свой законопроект реформы, но регистрировать в парламенте его тоже не спешат, ссылаясь на необходимость провести дополнительные расчеты и доработать документ.
Депутаты предложили либеральную модель реформы, которая сулит дыру в бюджете размером свыше 200 млрд грн.
Последний раунд обуждения двух моделей состоялся 16 октября во время совместного заседания налоговых комитетов общественных советов ГФС, МЭРТ и Минфина. Достичь согласия не удалось.
Сейчас и Кабмин, и парламентарии оказались в весьма щекотливой ситуации. Обе стороны должны объяснить обществу, почему реформы нет и, возможно, в этом году не будет, но не сознаться при этом в ее провале.
Сокращение расходов. Мнения министров не совпадают
Минфин готов к сокращению расходов, говорит Яресько. Но для того, чтобы определиться с тем, какие расходы надо сокращать, требуются обсуждение с обществом и принятие сложных политических решений.
Какие у нас основные статьи расходов? Финансирование национальной безопасности и обороны, финансирование государственного долга, а также расходы на здравоохранение, социальное обеспечение, образование.
Читайте также: Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием
По словам Яресько, по понятным причинам мы не можем сокращать ресурс на оборону, юридически не можем прекратить выплаты по обслуживанию госдолга.
"Единственный ресурс экономии – это сокращение социальных расходов. И решения в этом направлении должны принять профильные министерства", – говорит она.
Профильные министры заявляют, что делать этого не намерены. Особенно с учетом того, что налоговая реформа пока – нечто эфемерное и малопонятное.
"Я не допускаю никакого сокращения социальных программ в 2016 году. Более того, расходы на социальную политику будут увеличены", – отметил в комментарии ЭП министр социальной политики Павел Розенко.
На систему субсидий, по его словам, будет дополнительно выделено около 20 млрд грн., итого 43 млрд грн. К тому же, предусмотрено повысить минимальные социальные стандарты в следующем году два раза, а не один раз как в этом. "На это нам также выделен дополнительный ресурс", – уверяет министр.
По его словам, Минфин при разработке своего варианта реформы с Минсоцполитики общается.
"Но в том ключе, что все потери Пенсионного фонда и фондов соцстраха от снижения налогов нам будут в полном объеме компенсированы. О сокращении социальных программ речь не шла. И моя позиция принципиальна – я не вижу серьезных ресурсов экономии в социальных программах", – говорит он.
Министерство образования также ведет диалог с Минфином, но по словам профильного министра Сергея Квита, о другом. А именно о реформе образования, и множестве структурных изменений в ее рамках. В том числе создании в стране адэкватной сети учебных заведений, их автономии.
"По налоговой реформе звучат разные цифры. Вы услышали 60 млрд грн. Есть цифры 30 млрд грн. и 180 млрд грн. Пока нет ясности, какую реформу мы проводим, и вообще мы ее проводим сейчас, или позже. Налоговая реформа сегодня для нас – это чисто теория", – сказал в разговоре с ЭП Сергей Квит.
Пока на вопрос "Что резать?" во имя налоговой реформы в парламенте ответа тоже нет.
По словам народного депутата от БПП Леонида Козаченко сокращение расходов в привязке к налоговой реформы депутаты обсжудают, но не комплексно, а по отдельным направлениям.
"Например, у нас 36 тысяч чиновников борется с коррупцией, создаются новые органы. Есть ли смысл в таком большом количестве борцов со взяточничеством если мы видим, что ситуация не улучшается?", – говорит депутат.
Обсуждается также вопрос возможного сокращение расходов на содержание госаппартата.
Законопроекты о масштабном урезании социальных расходов фигурировали при всех составах правительства. И Кабмин Арсения Яценюка не исключение.
Они тщательно скрываются от общественности и в чистом виде никуда не подаются, и нигде не принимаются. Слишком уж высоки риски социальных бунтов и падения политических рейтингов правящей силы.
Такие документы служат для правительства своеобразной шпаргалкой, из которой, в случае необходимости заткнуть какую-то дыру в смете, выдергиваются отдельные новеллы и "зашиваются" в проект бюджета на следующий год или в Бюджетный Кодекс.
Читайте также: Кому выгоден налог на роскошь
Реформа отошла на второй план
Концепция налоговой реформы в исполнении депутатов тоже пока не на повестке дня. Она вызвала замечания у МВФ.
"Больше всего представителей Фонда интересовал вопрос: насколько в нашей концепции доходы сбалансированы с расходами. Второй вопрос, которые они задавали, каковы компенсаторы, и как мы просчитали размер недопоступлений в бюджет" – отмечает в разговоре с ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова ("Самопоміч").
По ее словам, МВФ просил не подавать в Раду два законопроекта налоговой реформы – от Минфина и депутатов – которые были бы альтернативными друг другу и разнились по ключевым вопросам.
С представителями миссии МВФ депутаты разошлись на необходимости провести дополнительные расчеты с Министерством финансов. Это первая причина, по которой документ не подается в парламент.
Вторая – отсутствие единого мнения на уровне руководства фракций коалиции.
"У нас две самые крупные партии БПП и Народный фронт. В достаточно ограниченном круге они проводят между собой дискуссии и пытаются понять, будут голоса без премьерской фракции или нет. Вариант принимать реформу без Народного Фронта в глухой оппозиции к правительству – тоже не очень хороший", – отмечает народный депутат.
По словам Леонида Козаченко, есть общее мнение существенно не менять систему налогообложения.
"Идея провести радикальные изменения отошла на второй план, в том числе потому очень активно проявили себя представители аграрных ассоциаций. Они заявили, что в случае отмены льгот будут проводить различные акции протеста", – говорит депутат.
В последнее время обсуждается вариант вступления в силу налоговой реформы с 1 июля 2016 года. По словам Козаченко, большинство депутатов готовы к этому.
Комментарии посетителей