Перепады напряжения в электросети: как возместить ущерб
В 2018 году при решении вопроса некачественного электроснабжения украинцам следует руководствоваться «Правилами пользования электроэнергией для населения», Гражданским кодексом Украины (ГКУ) и ГОСТом 13109-97.
Портал Domik.ua сообщает, как проверить качество услуги по электроснабжению и возместить ущерб причиненный перепадами напряжения в сети.
Какие требования к качеству электричества действуют в Украине в 2018 году
Как сообщили в эксклюзивном комментарии Domik.ua в Национальной комиссии по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), показатели качества электрической энергии прописаны в ГОСТ 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Утвержденные нормы вносятся в договоры на поставку электроэнергии между поставщиком энергоресурса и потребителем.
Основные показатели качества электроэнергии приведены в таблице:
Показатель |
Допустимое значение показателя |
|
Нормальное |
Граничное |
|
Отклонение напряжения |
±5 * |
±10 * |
Доза фликера, отн. ед.: кратковременная длительная |
|
1,38 1,00 |
Коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения,%, не более |
8 |
12 |
Коэффициент гармонической составляющей напряжения нечетного (четного) порядка, %, не более |
5 (2) |
7,5 (3) |
Не симметрия напряжения, % |
2 |
4 |
Продолжительность провала напряжения, с |
|
30 |
Отклонение частоты, Гц |
±0,2 |
±0,4 |
«ГОСТом определено нормально и гранично допустимые значения установленного отклонения напряжения на уровне ±5% и ±10% от номинального напряжения электрической сети», - говорится в сообщении НКРЭКУ.
В ГОСТе прописано, что оценка соответствия качества электроэнергии утвержденным параметрам проводится в течение 24-х часов.
По информации НКРЭКУ, если за указанный период суммарная продолжительность временивыхода за нормально допустимые значения составляет не более 5% или час и 12 минут, то качество услуги соответствует утвержденному. Отклонения напряжения сети более 10% — недопустимы.
Читайте также: Как рассчитывается размер штрафа за самовольное подключение к электросети в Украине в 2018 году
В каких случаях стоимость электричества должна быть ниже
Качество электроэнергии, поставляемой в жилые помещения, должно соответствовать действующему стандарту. Такая норма значится в «Правилах пользования электроэнергией для населения», утвержденных постановлением Кабмина №1357 от 26.07.1999 . Электричество поставляется бытовым потребителям согласно условиям Типового договора. Документ подписывается сроком на три года и включает в себя условия электроснабжения, в том числе и показатели качества энергоресурса, утвержденные на государственном уровне. «В п. 19 Типового договора прописано, если параметры качества электроэнергии не соответствуют прописанным в договоре, то компания-поставщик услуги должна выплатить потребителю 25% стоимости такой энергии», - указано в сообщении НКРЭКУ. Аналогичная норма прописана в п. 45 Правил. Если качество электрической энергии не соответствует прописанному в договоре, потребитель вправе оформить акт-претензию.
Как составить акт-претензию при некачественном электроснабжении
В п. 49-51 Правил значится, что при нарушении условий договора поставки электроэнергии потребителю следует вызвать представителя энергоснабжающей компании для составления акта-претензии. В акте следует указать сроки, виды, отклонения показателей по поставкам электричества.
Пример типового акта-претензии
Образец акта-претензии утвержден в Правилах пользования электроэнергией для населения
Документ должен быть подписан бытовым потребителем и представителем компании-поставщика услуги. В НКРЭКУ сообщили, если энергосберегающая компания не направила специалиста для проверки показателей качества электричества, потребитель вправе составить акт-претензию в произвольной форме. В Правилах установлены сроки, в течение которых энергопоставщик должен направить специалиста к бытовому потребителю:
- 3 дня со дня обращения в городе;
- 7 дней со дня обращения в сельской местности.
Акт, составленный в произвольной форме, должен быть подписан минимум тремя потребителями, или потребителем и избранным лицом домового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.
После оформления акта, его следует направить энергоснабжающей компании. Поставщик услуги обязан в течение 10-ти дней устранить недостатки или предоставить потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении претензий.
В п. 52 Правил прописано право потребителя организовать необходимые замеры параметров качества электроэнергии, если поставщик электричества отказался их выполнять. Проводить замеры разрешается компании, у которой документально оформлено право на проведение таких работ.
Если потребитель привлечет к проведению замеров стороннюю компанию, то расходы на такие работы должна возместить энергоснабжающая компания.
Читайте также: Правила подписания договора на поставку коммунальных услуг в 2018 году: Закон Украины «О ЖКУ»
Правила возмещения убытков от перепадов напряжения в сети
В НКРЭКУ сообщили, что ответственность за качество электроэнергии несет поставщик услуги согласно подписанному с потребителем договору. Решение споров относительно качества электроэнергии регламентируется нормативно-правовыми актами:
Правилами пользования электрической энергией и утвержденным типовым договором.
Гражданским кодексом Украины (ГКУ).
В п. 22 типового договора значится: «При пользовании электроэнергией споры и разногласия решаются в судебном порядке, если не будут согласованы путем переговоров между сторонами договора».
В с. 16 ГКУ предусмотрено право каждого украинца обратиться в суд по защиту своего неимущественного или имущественного права и интереса. Возмещение убытков и другого имущественного ущерба выполняется согласно ст. 22 ГКУ — убытки компенсируются в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере.
В НКРЭКУ сообщили, если несоблюдение поставщика электричества договора в части качества энергоресурса привело к поломке бытовой техники, потребитель вправе обратиться в суд. Для этого необходимо предъявить документы, которые свидетельствуют о нарушениях договора поставщиком электричества, оформленные согласно требованиям Правил.
Обсудить правила предоставления услуг по электроснабжению в 2018 году и поделиться мнением по данному вопросу можно на форуме все о ЖКХ в Украине.