Работа на парковке в центре Киева: опасные клиенты, б/у униформа и чаевые
Уже неоднократно власти реформировали работу парковок в столице: вводятся новые принципы оплаты, сносят незаконные стоянки. Мы посмотрели, как работает система изнутри, устроившись на один день парковщиком.
УСТРАИВАЕМСЯ. Перед трудоустройством в КП "Киевтранспарксервис" мне дают ознакомиться с огромной брошюрой о правах и обязанностях парковщика и другими документами. Прочитал, усвоил. Но нужно пройти еще и письменные тесты. Без положительных результатов, заверили, на работу не примут даже с двумя высшими образованиями (хотя для этой вакансии достаточно и окончания школы). В тестах десятки вопросов с вариантами ответов. Например, сколько стоит парковка в разных зонах. Ошибся я лишь в одном — неправильно указал номер решения Киеврады о создании КП. По словам директора предприятия Владимира Першина, такие детали важно знать при общении с водителями, которые отказываются платить за парковку из-за того, что это, по их мнению, незаконно. После тестов направляют в службу безопасности на инструктаж. "За последнее время у нас было четыре случая нападения на парковщиков — двум проломили битами головы, в остальных стреляли. Если водитель конфликтный, неадекватный, лучше не настаивайте на оплате. Сохраните здоровье и время", — объясняет начальник СБ Валерий Шумской. После его визы меня официально зачислили в штат и выдали удостоверение контролера службы парковки. В обязанности не входит помогать водителям парковаться, делается это исключительно по доброй воле, чтобы заработать чаевые. Контролер должен только информировать о тарифах и необходимости оплаты услуг, о свободных местах, продавать талоны и вести учет тех, кто отказался платить. А вот заставить это сделать полномочий нет. За мной закрепили парковку на ул. Льва Толстого, рядом с парком Шевченко . Это небольшая полоса вдоль тротуара. "У вас первая зона, по 10 грн за каждый час", — говорит начальник службы парковки Голосеевского района Александр Рассказов. Он приносит со склада поношенную униформу. Курточка сидит хорошо, а штаны волочатся по земле. К тому же температура на улице +20°, а форма зимняя, с ватной подкладкой. Уже через час работы в ней можно свариться.
РАБОТА. В 8:00 все парковщики первой зоны собираются на планерку. Здесь, кроме прочего, рассказывают, что делать, если нашел подозрительный предмет. И такое было. Затем изымают всю наличку, чтобы в конце рабочего дня не было путаницы между личными деньгами и заработанными. При себе можно оставить 100 грн — на проезд, еду и сдачу водителям. Уже в 8:30 — работа. На парковке с десяток машин. Но в паркомате ни один из водителей стоянку не оплатил. Предпочитали, чтобы это сделал парковщик. "Здравствуйте! Планируете стоять? Час — 10 гривен", — обращаюсь к женщине на внедорожнике. Она с улыбкой отсчитывает 10 грн, еще гривню оставляет на чай. Мужчина на BMW на мое предложение оплатить молча кивает и уходит. Но, вернувшись через час, отдает деньги . Еще один человек отказался платить, сославшись, что он… из министерства. Хотя бесплатная парковка предусмотрена только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие интересовались, где парковщик, который здесь обычно стоит. "Бардак. Игорь расставлял автомобили "елочкой", всем места хватало", — возмущается водитель иномарки, несмотря на знак, который разрешает парковку только вдоль тротуара. За полдня я обслужил 12 авто и заработал 120 гривен (из них 12— себе). Плюс получил две гривни чаевых. Еще у меня оказались неучтенные деньги: один клиент дал 7 грн, а паркомат принимает от 10.
Кто идет работать парковщиком
Отдел кадров на КП "Киевтранспарксервис", наверное, один из самых занятых на предприятии. Ежедневно сюда обращаются многочисленные соискатели — текучка кадров составляет около 30%. "Не всем подходит специфика нашей работы. Нужно быть немного психологом и уметь абстрагироваться, когда тебя посылают. Никогда не ввязываться в конфликты и быть всегда вежливым, не забывая, что клиент всегда прав", — объясняет директор КП Владимир Першин. Тем не менее парковщиками идут работать как люди с социального "дна", так и те, кто имеют высшее образование, но по каким-то причинам оказавшиеся в финансовых затруднениях. Есть среди них и "ветераны" труда со стажем работы парковщиком более 10 лет. Эти стойкие люди научились подстраиваться под разношерстную публику, выполнять ее капризы, а у некоторые даже есть постоянные клиенты. "Зарплата у нас небольшая: по одной гривне с талона плюс премиальные 500—700 грн. Но еще можно разжиться на чаевые — моя точка находится в центре, где много обеспеченных людей. Например, одна барышня ежедневно стоит не более часа, а платит сотку. За это я ей помогаю "вписаться" на паркоместо", — признается один из парковщиков Игорь.
Комментарии посетителей