Самые важные противоречия проекта госбюджета на 2017 год
Ранее Domik.ua рассказывал об основных показателях Госбюджета-2017 .
Всегда больше обсуждают проект госбюджета, чем его выполнение. Вот и сейчас говорят о проекте госбюджета на 2017 год, при этом даже никто не обратил внимания, что отчет о выполнении госбюджета за 2015 год депутаты Верховной Рады даже не утвердили. Парадокс.
Что сразу бросается в глаза при чтении проект госбюджета-2017 — большое количество обещаний и лозунгов, которые сразу сдуваются, когда смотришь цифры проекта госбюджета.
А именно, запланирован рост доходной части почти на 19% по сравнению с текущим годом. Это просто головокружительный показатель, если учесть, что рост ВВП Украины на следующий год ожидается на уровне 3%, - пишет UBR.ua . В нормальных странах мира такого просто не бывает. Если рост ВВП 3%, то рост доходной части госбюджета страны может быть 3,5-3,7, в крайнем случае, 4%, но не шестикратно.
При этом обращаем внимание, что налоговые поступления в 2017 году должны вырасти на 21% (по сравнению с 2016-ым). Это при этом, что ставки по налогам не повышают, а только обещают повысить акцизы. Вряд ли за счет акцизов можно будет обеспечить такой рост доходов госбюджета. Поэтому, скорее всего, правительство Гройсмана просто ожидает рост доходов госбюджета за счет усиления фискального давления на бизнес, под лозунгом реформ.
Например, сбор НДС должен вырасти на 21%. И, прежде всего, должен вырасти НДС по импортным товарам.
Правительство Гройсмана явно собирается наполнять госбюджет за счет девальвации гривны и засилья импортных товаров, и при этом будут нам рассказывать о импортозамещении.
Не забыли в бюджете-2017 и о населении. Украинцы должны заплатить на 26% больше налогов, чем в 2016-ом. Вообще политика последних лет Украины с подачи МВФ сводится к тому, что украинцы все больше и больше платят налогов в госбюджет, вот только отдачи от этих налогов они не видят. Скорее, видят, как растет коррупция, и постоянно читают сообщения о коррупционных скандалах в правительстве и местных органах власти. Как-то странно борются с коррупцией, а она только выигрывает и выигрывает.
Читайте также: Что будет с зарплатами, пенсиями и экономикой в 2017-м: прогнозы Кабмина
Но фискального давления будет явно мало, чтобы удовлетворить все амбиции госчиновников, и поэтому планируется наполнять госбюджет за счет эмиссии гривны. Именно так можно выполнить обязательство перечислить в госбюджет 2017 года 41 млрд. грн в виде доходов НБУ. Все понимают, что эти доходы Валерия Гонтарева делает за счет обычной эмиссии гривны, которая поступает в бюджет и, тем самым, только раскачивает курс гривны и инфляцию. Любая эмиссия гривны без реальной товарной массы только создает проблемы, зато очень легко наполняет казну.
Около 10,5 млрд. грн хотят заполучить за счет конфискации имущества коррупционеров. Стоит, наверное, напомнить, что на 2016 год тоже есть план на сумму в 7,7 млрд. грн, которые должен получить госбюджет за счет конфискации имущества коррупционеров. Но пока за восемь месяцев госбюджет всего получил 78 тыс. грн. Теперь аппетиты больше, но что из этого выйдет, покажет время.
Очень много говорят о международной помощи Украине. В проекте госбюджета запланировано получить от ЕС и других международных организаций финансовую помощь на сумму 1,8 млрд. грн. К слову, в 2016 году ожидали получить от ЕС и других международных спонсоров 5,7 млрд. грн, а получили за январь-август 2016 года только 0,52 млрд. грн. Явно международные организации не очень хотят забрасывать Украину деньгами.
Что касается расходов госбюджета на 2017 год, то стоит обратить внимание только на одну цифру — минимальную заработную плату. В лучшем случае, она в декабре 2017 года составит 1700 грн. Даже если предположить, что курс доллар/гривна будет 27,4 грн, что очень маловероятно, то получается, что правительство Гройсмана заведомо закладывает минимальную заработную плату ниже, чем черта бедности в мире по методике ООН.
Получается, что весь госбюджет на 2017 год рассчитывается на том, что украинцы должны жить за чертой бедности, как слаборазвитая африканская страна. Поэтому все эти разговоры политиков о росте доходов населения в следующем году и разного рода обещания, что экономика вышла из кризиса и жизнь налаживается, мягко говоря, несколько бравурные.
В действительности получается, что доходы госбюджета растут, а вот доходы украинцев — нет. Как это было и пять, и десять лет назад, правительство Украины собирает громадные налоги и доходы и потом успешно их "осваивает", но при этом жизнь людей не улучшается.
Читайте также: Нескорая помощь: зачем Украине третий транш МВФ
К сожалению, несмотря на все разговоры и рассказы о реформах, на расходование грантов МВФ и ЕС, на реформирование государственных финансов, в Украине с госбюджетом все остается по-старому. Никто из существующей власти не имеет смелости составить реальный госбюджет Украины с реальными цифрами и фактами.
Пусть он будет не такой бравурный и пиарный, как проект госбюджета на 2017 год, зато граждане, может, в первый раз увидели бы реальную картину состояния экономики Украины, и уже тогда бы можно было бы четко понимать, что может, и чего не может отечественная экономика, и куда идет вся эта экономика. А пока у нас госбюджет составляют для пиара, не будет реального экономического роста в Украине. И украинцы будут завидовать полякам и румынам, а скоро, при такой работе правительства, и жителям Буркина-Фасо, Гондурас нас уже обогнал.