Смена караула: лизинг вместо кредита
В то время как в Европе и США около трети всех автомобилей приобретается в лизинг, у нас эта цифра намного меньше.
Ранее Domik.ua сообщал о том, что происходит с зарплатами в Украине .
Потребителей пугает, что лизинговая компания владеет автомобилем. При этом преимущества лизинга уходят на второй план. Таким образом, кредитование имеет бόльшую популярность, поскольку клиент сразу становится владельцем своего автомобиля. В то же время не все понимают, что автомобиль, взятый в кредит, находится в залоге у финансирующей компании или банка. Директор Porsche Finance Group в Украине Андреас Целлер специально для Forbes рассказывает о характеристиках этих финансовых инструментов.
Культура потребителей в большей степени заключается в умении пользоваться финансовыми инструментами, в том числе – кредитами и лизингом. Кредиты на автомобили и в Европе довольно популярны. Но в таких странах, например, как Австрия, Румыния, Словения, Хорватия, автовладельцы предпочитают оформлять автомобили в лизинг. Это объясняется тем, что в этих странах лизинг – как инструмент финансирования покупки – имеет стабильные правовые и налоговые рамки.
На Западе очень популярен вариант, когда клиент берет автомобиль в лизинг только на тот период времени, когда он хочет пользоваться данным авто (например, два года). А после этого срока возвращает автомобиль лизинговой компании по ранее оговоренной стоимости. Таким образом человек получает возможность ездить всегда на новых моделях, не заботясь о продаже старого авто. В Украине такая система совсем не популярна, и надо стремиться к тому, чтобы эту услугу развивать.
Основная составляющая при выборе финансового партнера – доверие. Стабильность и надежность – ключевые факторы для Украины в целом, и для наших клиентов в частности. Поэтому следует постоянно работать над тем, чтобы потенциальные клиенты изначально понимали выгоду лизинга и были уверены в нашей надежности.
Читайте также: Тяжелая ноша: сколько принес государству собственный бизнес
Если говорить о финансировании транспорта, то в Украине – огромный потенциал наращивать обороты по сравнению с европейским рынком. Доля финансирования автотранспорта в Европе – около 70%, в то время как на украинском рынке она колеблется в пределах 15-17%. Причем тенденция интересная. Еще в 2014 году в нашем портфеле было большинство кредитных сделок, а 2015-й показал, что контрактов лизинга заключено в 1,4 раза больше, чем кредита.
Ожидаем, что лизинг в ближайшие несколько лет станет более популярным механизмом приобретения автомобилей как среди больших компаний, так и среди частных клиентов. Популярностью пользуется финансирование б/у транспорта, которое будет очень востребовано в ближайшие несколько лет, пока рынок продаж новых автомобилей не возрастет хотя бы до уровня 2013 года (грубо говоря, 225 000 против текущего 45 000).
![]()
Сам профиль клиента не сильно изменился, но, к сожалению, изменились такие важные составляющие, как валютный курс и уровень инфляции. Желаемый профиль клиента – это клиент со стабильным трудовым стажем, идеальной кредитной историей и полностью официальным доходом. Если говорить о юридических лицах – это большие международные и украинские компании либо компании-экспортеры. Вместе с этим при анализе кредитоспособности мы учитываем качественные и количественные характеристики клиента. Естественно, в большей мере учитывается количественная характеристика – чистый доход клиента, достаточный для выполнения обязательств по погашению займа.
Как и раньше, очень внимательно и ответственно следует подходить к оценке клиентстких рисков. Надо проверять и физлицо, и юрлицо. Компании с иностранными инвестициями, которые могут взять в лизинг автопарк, проверяются более усердно, более тщательно анализируется. У нас был только один такой клиент, который сразу перед кризисом взял несколько автомобилей и не смог выплатить. В случае лизинга автомобиль находится на балансе у лизинговой компании, поэтому мы смогли компенсировать часть средств с помощью продажи авто на аукционе. Эта процедура ничем не отличается и для физлица.
Читайте также: Какие отрасли будут интересны иностранным инвесторам в нынешнем году
Исходя из нашего портфеля продаж в 2015 году, среди наших клиентов юрлиц в 2,5 раза больше, чем физлиц. Кризисные годы и показательны тем, что основную массу клиентов на замену транспорта составляют именно юрлица, транспорт для них – средство зарабатывания денег. В то время как физлица либо откладывают покупку нового транспорта на потом, либо вовсе продают автомобиль из-за внешних факторов. Малый и средний бизнес по-прежнему на плаву, правда, немного поменялся профиль данного бизнеса – все меньше производственных предприятий, а больше компаний, нацеленных на продажу и IT-обслуживание, сельское хозяйство.