Совсем «зеленый»: регулятор снизил тариф на энергию из возобновляемых источников
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) раскритиковал решение Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которым были урезаны специальные «зеленые» тарифы для производителей электроэнергии из возобновляемых источников. Светлана Долинчук
Обычно заседания НКРЭКУ проходят по четвергам. Решение о пересмотре «зеленого» тарифа было принято в субботу, 31 января 2015 года. Для солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию до апреля 2013 года, он был снижен на 20%, для остальных производителей электроэнергии из альтернативных источников – на 10%.
В НКРЭКУ, которая подконтрольна президенту Украины и подотчетна Верховной раде, поводом для такого снижения назвали правительственное распоряжение о чрезвычайных мерах в энергетике – их временное введение связано со сложной ситуацией в топливно-энергетическом комплексе, вызванной дефицитом энергоресурсов в осенне-зимний сезон.
До прихода в Roshen Дмитрий Вовк с 2009-го был помощником вице-президента по корпоративным финансам компании Инвестиционный капитал Украина (ICU). Эта компания принадлежит Валерии Гонтаревой, нынешней главе НБУ. Также в ICU раньше работал бывший глава НКРЭКУ Владимир Демчишин, которому сейчас принадлежит портфель министра энергетики и угольной промышленности
Но некоторые участники рынка в разговоре с Forbes высказывали предположения о другой подоплеке нерационального, с их точки зрения, решения НКРЭКУ, которое затрагивает интересы производителей электроэнергии из альтернативных источников. Снижение «зеленого» тарифа регулятором без обсуждения с инвесторами может спровоцировать передел рынка в пользу более сильных игроков, ликвидацию мелких компаний, стабильность которых окажется под угрозой из-за ухудшения финансового климата в отрасли, и приход в перспективе новых инвесторов, когда власти снова создадут для них благоприятные условия.
Несмотря на сложную политическую и финансовую ситуацию в стране, возобновляемая энергетика остается одним из ключевых приоритетов в реформировании отечественной экономики, а значит, и одним из наиболее перспективных секторов для вложения капитала.
Государственным регулированием во всех отраслях энергетики сейчас управляет 24-летний Дмитрий Вовк, бывший менеджер корпорации Roshen, связанной с президентом Украины Петром Порошенко. Указ о его назначении временно исполняющим обязанности главы НКРЭКУ глава государства подписал 31 декабря 2014 года. А в январе, после новогодних праздников, эта история получила неожиданное развитие: на сайте Roshen появилось сообщение, в котором назначение ее бывшего сотрудника назвали «нерациональным». «Дмитрий Вовк действительно был нанят компанией на должность национального менеджера по развитию продаж в торговых сетях России в марте 2013 года. На этой должности он проработал меньше двух лет, и был уволен в ноябре 2014 года по причине неудовлетворительных результатов своей деятельности, не продемонстрировав высокую квалификацию на занимаемой должности менеджера», – говорится в сообщении.
До прихода в Roshen Дмитрий Вовк с 2009-го был помощником вице-президента по корпоративным финансам компании Инвестиционный капитал Украина (ICU). Эта компания принадлежит Валерии Гонтаревой, нынешней главе НБУ. Также в ICU раньше работал бывший глава НКРЭКУ Владимир Демчишин, которому сейчас принадлежит портфель министра энергетики и угольной промышленности.
В ЕБРР, который является одним из крупнейших кредиторов в Украине проектов возобновляемой энергетики, опасаются, что решение Дмитрия Вовка о сокращении «зеленых» тарифов приведет к уходу инвесторов и негативно отразится на перспективах отрасли.
С 2009 года развитие сектора возобновляемой энергетики в Украине стимулируется специальным «зеленым» тарифом, величину которого инвесторы учитывают при планировании долгосрочных вложений. Этот тариф определяет стоимость закупки электроэнергии, произведенной из дорогостоящих возобновляемых источников, и призван стимулировать интерес к финансированию подобных проектов. Поскольку зачастую кредитные ресурсы для их реализации выделяются в иностранной валюте, в том числе и для покупки зарубежного оборудования, отечественным законодательством предусмотрена индексация «зеленого» тарифа с учетом курса евро по отношению к гривне. Такая норма зафиксирована в законе Украины «Об электроэнергетике». С августа 2014 года пересчитывать «зеленый» тариф перестали, фактически нарушая закон. Своим последним решением НКРЭКУ учла курсовую разницу, но, вместе с тем, и снизила тариф.
«Зеленые» тарифы на производство электроэнергии в Украине (с 1 апреля 2013 года)
| «Зеленые» тарифы для объектов энергетики, сданных в эксплуатацию в течение периода, EUR/MВт • ч |
Категории технологий производства электроэнергии, регулируемые «зеленым» тарифом | по (до и включительно по) 31.03.2013 | 01.04.2013 – 31.12.2014 | 01.01.2015 – 31.12.2019 | 01.01.2020 – 31.12.2024 | 01.01.2025 – 31.12.2029 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых не превышает 600 кВт | 64.6 | 64.6 | 58.2 | 51.7 | 45.2 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых больше 600 кВт, но не превышает 2000 кВт | 75.4 | 75.4 | 67.9 | 60.3 | 52.8 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых превышает 2000 кВт | 113.1 | 113.1 | 101.8 | 90.5 | 79.2 | ||||||
На электроэнергию, производимую из биомассы | 123.9 | 123.9 | 111.5 | 99.1 | 86.7 | ||||||
На электроэнергию, производимую из биогаза | - | 123.9 | 111.5 | 99.1 | 86.7 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии солнечного излучения наземными объектами электроэнергетики | 465.3 | 339.3 | 305.3 | 271.4 | 237.5 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые вмонтированы (установлены) на крышах домов, зданий и сооружений, величина установленной мощности которых превышает 100 кВт | 445.9 | 348.9 | 314.1 | 279.2 | 244.3 | ||||||
На электроэнергию, произведенную из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые вмонтированы (установлены) на крышах домов, зданий и сооружений, величина установленной мощности которых не превышает 100 кВт, а также для объектов, вмонтированных (установленных) на фасадах домов, зданий и сооружений, независимо от их предельной мощности | 426.5 | 358.6 | 322.8 | 286.9 | 251.0 | ||||||
На электроэнергию, произведенную микро-ГЭС | 116.3 | 193.9 | 174.5 | 155.1 | 135.7 | ||||||
На электроэнергию, произведенную мини-ГЭС | 116.3 | 155.1 | 139.6 | 124.1 | 108.6 | ||||||
На электроэнергию, производимую малыми ГЭС | 116.3 | 116.3 | 104.7 | 93.1 | 81.4 |
Источник: Закон Украины «Об электроэнергетике»
В ЕБРР считают, что такой шаг способен необратимо подорвать доверие инвесторов. «Непрозрачность государственных решений по тарифной политике создает дополнительные риски… и ставит под угрозу инвестиционную привлекательность страны в целом», – говорится в сообщении банка.
Недовольство решением НКРЭКУ о снижении «зеленого» тарифа высказала также Биоэнергетическая ассоциация Украины (БАУ). Она обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой «срочно разрешить проблемную ситуацию», которая возникла из-за действий регулятора. «БАУ считает, что такое кулуарно принятое решение НКРЭКУ демонстрирует негативное отношение Комиссии к развитию альтернативной энергетики в Украине, нарушает действующее законодательство… и угрожает невыполнением Украиной обязательств в рамках Энергетического сообщества», – говорится в письме, адресованном Арсению Яценюку.
Существует риск не только ухода бизнеса из Украины, но и судебных разбирательств со стороны компаний, которые уже реализовывают проекты по производству электроэнергии из возобновляемых источников. Снижение «зеленого» тарифа ниже минимального уровня, предусмотренного законом Украины «Об электроэнергетике», выходит за рамки национального законодательства.
После аннексии Крыма Россией и активизации вооруженного противостояния на Донбассе, которое парализовало промышленность региона, наиболее крупным частным инвестором в возобновляемую энергетику на территории Украины является компания ДТЭК Рината Ахметова. В структуру холдинга входит ООО «Винд Пауэр», проектный портфель которого включает два ветропарка в Запорожской и Донецкой областях общей номинальной мощностью 1200 МВт. «Это является беспрецедентным не только для ДТЭК, но и для энергетики Украины в целом», – говорится на сайте компании.
Еще одним крупным игроком на рынке ветровой энергетики является херсонская компания «Виндкрафт Украина». Она принадлежит шведским бизнесменам Карлу Стурену и Йохану Бодену, которые известны в Украине как основатели продовольственного бренда «Чумак».
Неофициальным лидером в сегменте солнечной генерации до аннексии Крыма в Украине считался политик Андрей Клюев. На рынке о нем говорили как об основном владельце австрийской компании Activ Solar GmbH, но сам он свою причастность к этому бизнесу отрицал. Все проекты Activ Solar расположены в Крыму. Среди других заметных игроков на рынке альтернативной энергетики: Сергей Евланчик, владелец компании «Укрпродукт», который занимается строительством СЭС в Винницкой области; киевский ресторатор Игорь Тынный, бизнес-партнер Дмитрия Фирташа (его компания «Акванова Гидроресурс» владеет малыми ГЭС в Закарпатской области); Вадим Гриб, собственник крупнейшей инвесткомпании «Тект», был советником Валерия Хорошковского, когда тот возглавлял СБУ (владеет компанией «ВинСолар»).
Без притока новых инвестиций в альтернативную энергетику Украина не сможет выполнить обязательства, которые взяла на себя при подписании соглашения об ассоциации с ЕС, по наращиванию доли возобновляемых источников в общей структуре энергобаланса до 20%. Такой же показатель заложен в проекте Энергетической стратегии Украины до 2035 года, разработанной Министерством энергетики и угольной промышленности.
Прогнозный баланс потребления топливно-энергетических ресурсов на период до 2035 года
Потребление ТЭР, млн т н.э. | 2013 | 2020 | 2025 | 2030 | 2035 |
Уголь | 41.4 | 37.69 | 38.37 | 37.27 | 33.78 |
Природный газ | 39.5 | 37.33 | 33.57 | 33.20 | 34.17 |
Нефтепродукты | 9.85 | 13.97 | 14.86 | 15.74 | 16.48 |
Атомная энергия | 21.9 | 25.31 | 25.38 | 27.39 | 32.86 |
Биомасса, биотопливо и отходы | 1.56 | 6.38 | 8.91 | 11.85 | 13.10 |
Солнечная энергия | 0.07 | 0.37 | 0.56 | 0.70 | 0.84 |
Энергия ветра | 0.08 | 0.21 | 0.32 | 0.43 | 0.54 |
Гидравлическая энергия* | 1.14 | 0.93 | 1.02 | 1.21 | 1.25 |
Энергия окружающей среды | 0.05 | 0.78 | 1.42 | 1.86 | 2.40 |
Нетто экспорт | -1.03 | -1.29 | -2.15 | -2.58 | |
Всего, в т.ч. | 115.55 | 121.92 | 123.12 | 127.49 | 132.84 |
не энергетическое использование | 4.93 | 4.72 | 4.96 | 5.16 | 5.31 |
энергетическое использование | 110.62 | 117.20 | 118.17 | 122.33 | 127.53 |
в том числе ВИЭ | 3.13 | 8.66 | 12.23 | 16.05 | 18.12 |
Доля ВИЭ в потреблении первичных ресурсов, % | 2.7 | 7.4 | 10.3 | 13.1 | 14.2 |
ВВП, млрд $ | 391 | 457 | 540 | 638 | 761 |
Энергоемкость, кг н.э./тыс. $ | 0.33** | 0.27 | 0.23 | 0.20 | 0.17 |
Конечное потребление | 69.56 | 78.89 | 80.84 | 85.13 | 88.91 |
Доля ВИЭ в валовом конечном потреблении, % | 4.5 | 11.0 | 15.1 | 18.9 | 20.4 |
* Прогноз на 2020-2035 годы не учитывает энергию, полученную от ГАЭС. ** Данные МЭА за 2012 год скорректированы в соответствии с данными Госкомстата о снижении энергоемкости относительно 2012 года (Энергетический баланс Украины за 2013-й).
Источник: Энергетическая стратегия Украины до 2035 года, проект
Целевые показатели развития электрогенерации до 2035 года
2013 | 2020 | 2025 | 2030 | 2035 | ||
Установленная мощность | ГВт | 54,6 | 52,0 | 57,5 | 60,6 | 66,8 |
ТЭС (вместе с ТЭЦ) | ГВт | 34,2 | 27,2 | 29,8 | 29,8 | 31,8 |
в том числе ТЭС-ВИЭ | ГВт | 0,02 | 0,8 | 1,8 | 2,3 | 2,4 |
AЭC | ГВт | 13,8 | 14,8 | 15,0 | 15,0 | 18,0 |
ГЭС | ГВт | 4,6 | 5,0 | 5,4 | 6,2 | 6,2 |
ГАЭС | ГВт | 0,87 | 2,6 | 3,6 | 4,7 | 4,7 |
ВЭС | ГВт | 0,34 | 1,4 | 2,1 | 2,7 | 3,4 |
СЭС | ГВт | 0,75 | 1,0 | 1,6 | 2,2 | 2,7 |
Производство электроэнергии | млрд кВт • ч | 194,4 | 209,7 | 233,2 | 258,3 | 276,3 |
ТЭС | млрд кВт • ч | 93,2 | 111,5 | 122,6 | 117,3 | |
в том числе ТЭС-ВИЭ | млрд кВт • ч | 95,5 | 5,5 | 12,3 | 16,0 | 17,1 |
AЭC | млрд кВт • ч | 83,21 | 97,0 | 97,3 | 105,0 | 126,0 |
ГЭС | млрд кВт • ч | 10,8 | 11,9 | 14,0 | 14,5 | |
ГАЭС | млрд кВт • ч | 14,47 | 5,1 | 7,1 | 9,1 | 9,1 |
ВЭС | млрд кВт • ч | 0,64 | 2,5 | 3,7 | 5,0 | 6,3 |
СЭС | млрд кВт • ч | 0,57 | 1,2 | 1,9 | 2,6 | 3,2 |
Источник: Энергетическая стратегия Украины до 2035 года, проект
Справка
По данным Минэнерго, общая установленная мощность электростанций в Украине на начало 2014 года (до аннексии Крыма Россией) составляла 54,5 ГВт, из которых 51% – тепловые электростанции (ТЭС), 25% – атомные электростанции (АЭС), 10% – гидроэлектростанции и гидроаккумулирующие электростанции (ГЭС и ГАЭС), 12% – теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), блок-станции и другие объекты, около 2% – возобновляемые источники энергии – такие как ветровые (ВЭС) и солнечные (СЭС) электростанции.
Установленная мощность Объединенной энергосистемы Украины на начало 2014 года
Светлана Долинчук
Комментарии посетителей