Спасти будущее: первый рейтинг инновационных компаний Украины
Ранее Domik.ua писал о 100 самых богатых людей Украины.
Специалисты по соответствующим отраслям экономики оценили уровень уникальности продукции и бизнес-процессов предприятий, каждое из которых является новатором в своей области.
Наиболее высокую комплексную оценку масштаба продуктовых, маркетинговых и управленческих инноваций с учетом уровня конкурентного преимущества получили ПриватБанк, «Южмаш» и «Нова Пошта». Хотя тройка лидеров, как и весь рейтинговый список, состоит из не похожих друг на друга компаний, по мнению экспертов Forbes, их объединяет стремление к инновациям в широком смысле этого слова: способность создавать новую ценность на пересечении технологии и бизнеса. Ведь инновация может существовать не только в секторе передовых технологий, но и в более традиционных отраслях при условии оригинального способа реализации продукции, эффективного управления или создания новой ценности для клиентов после уникальной рекомбинации давно известных компонентов производственного цикла.
Инновации 4.0
«Совсем скоро основой экономического роста станут не капитал или природные ресурсы, а инновации и человеческое воображение», – такую идею озвучил в одной из своих статей основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб. А уже год спустя инновации и четвертая индустриальная революция стали главной темой очередной давосской встречи. Со Швабом не поспоришь. Большинство развитых и растущих экономик еще добрый десяток лет назад сконцентрировались на стимулировании наукоемких отраслей и производств, а также сделали ставку на инвестиции в разработки, изыскания и сохранение человеческого капитала.
Так, по данным доклада ЮНЕСКО о развитии мировой науки, который был обнародован осенью 2015-го, мировые расходы на изыскания выросли с 2007 по 2013 год на 30,7%, обогнав темпы роста глобального ВВП в 1,5 раза. За это же время число исследователей увеличилось на 21%, а количество разнообразных научных публикаций с 2008 по 2014 год – на 23%.
Смещение акцентов с бездумного потребления ресурсов к их более рациональному, а главное – эффективному освоению, имеет вполне очевидные причины. Инновации дают совершенно иное качество производимой продукции; стимулируют создание новых отраслей локальных экономик, развитие рынка труда и сферы образования; приводят к снижению издержек, экономии и заменимости природных ресурсов; служат инструментом для привлечения инвестиций. Но самое главное: наука и мозги уже сегодня являются главным козырем для стран, которые окажутся в числе экономических и технологических лидеров.
Читайте также: Эксперт о бизнес-климате в Украине: по десятибалльной шкале
Цена интеллекта
Больше всего средств на исследования и разработки выделяет США. Согласно данным рейтинга Global Competitiveness Index, Штаты ежегодно тратят на науку $405 млрд (до 2,7% ВВП). В спину Америке дышит Китай, в котором объемы финансирования научно-исследовательской деятельности составляют $338 млрд в год (2,1% ВВП по паритету покупательной способности). Япония выделяет на эти цели $160 млрд (3,67%). Для сравнения: в Украине за 2015-й из бюджета было направлено на поддержку изысканий 16 млрд гривен, или всего 0,8% ВВП. А по общему количеству инвестиций в научные исследования наша страна заняла 76-е место в мире.
За годы независимости количество исследователей в области технических наук в Украине снизилось в 3,5 раза. Освоение новых видов техники сократилось в 14,3 раза, а доля инновационно-активных промышленных предприятий – в пять раз. При этом общий прирост ВВП за счет введения новых технологий у нас составляет 0,7%, в то время как в развитых странах – 60–90%.
Еще один важный показатель – материальное обеспечение работников научной сферы, которое является весомым фактором, сдерживающим утечку мозгов из государства или региона. По данным The New York Times, более всего ценятся преподаватели в Канаде, США, Италии, Великобритании, Саудовской Аравии, Южной Африке, где их месячная зарплата в среднем достигает эквивалента $5000-9000. За последние годы существенно выросли оклады профессуры в Индии, превысив отметку в $7000. Даже в Китае, где еще несколько лет назад ученые получали около $250-300, власти увеличили их оклады в разы, поскольку развитие науки и образования является частью национальной программы стимулирования экономического роста КНР.
В Украине же, по данным Международного фонда исследований образовательной политики и Госслужбы статистики, среднемесячная зарплата преподавателей и ученых колеблется в пределах от $100 до $300. Это уже привело к неутешительной тенденции: по разным оценкам, ежегодно из Украины уезжает от 6000 до 9000 представителей интеллектуальных профессий. По словам Анатолия Широкова, главы профсоюза работников Национальной академии наук, только в прошлом году НАНУ покинули 2600 человек, из них 80 профессоров и 511 кандидатов наук. В то же время возраст 80-85% научного персонала, который работает в украинских вузах, приближается к пенсионному.
Инвестиция в рост
Причинно-следственную связь между инвестициями в науку и разработки и экономическим ростом еще в 2000 году доказал профессор Джулиан Алстон из Калифорнийского университета в Дейвисе на примере исследований в сфере сельского хозяйства. По его оценкам, каждый вложенный доллар в научный бэкграунд АПК в странах Европы сгенерировал свыше $62 национального богатства, в США и Канаде – $46,5, в Японии и Израиле – $37,4, в Латинской Америке – почти $43 национального богатства.
Тот факт, что инновационность напрямую влияет на ВВП, доказывает также рейтинг Innovation Index от Bloomberg. Он учитывает интенсивность исследований и разработок, добавленную стоимость выпускаемой продукции, продуктивность экономики, эффективность «третичной» индустрии (подразумеваются интеллектуальные и прочие отрасли).
В первую десятку Innovation Index, по данным на начало 2016-го, входят Южная Корея, Германия, Швеция, Япония, Швейцария, Сингапур, Финляндия, США, Дания и Франция. При этом ВВП Южной Кореи за прошлый год вырос на 2,3%, Германии – на 1,7%, Швеции – на 4,1%, Сингапура – на 2,1%.
Украина, к слову, находится на 41-м месте, между Латвией и Болгарией. Хотя, если верить данным другого ежегодного исследования – Global Innovation Index, позиции нашей страны еще хуже: 64-е место, между Сербией и Сейшелами.
Важный индикатор инновационности страны – инвестиции. Приток капитала не только служит денежным топливом для развития наукоемких отраслей, но и отображает состояние бизнес-среды в государстве, наличие человеческих ресурсов и квалифицированной рабочей силы, состояние внутреннего рынка.
По данным ООН, в 2015 году объем прямых иностранных инвестиций по всему миру вырос по сравнению с 2014-м на 36%, до $1,7 трлн. При этом развивающиеся страны получили $741 млрд, что на 5% больше, чем в 2014 году. Например, Гонконг в 2015-м занял второе место после США по объему ПИИ и получил $163 млрд, материковый Китай (третье место) – $136 млрд, Сингапур (шестое место) – $65 млрд, Индия (седьмое место) – $59 млрд ПИИ. Этот список является своеобразным подтверждением того, что инвесторы готовы осваивать новые перспективные с точки зрения технологии и новаций экономики.
Читайте также: Банки, которым доверяют: куда несли деньги украинцы в 2015-м и первом квартале 2016 года
Возвращаем мозги
Впрочем, для Украины еще далеко не все потеряно. «Традиционно мы находимся в числе лидеров по образовательному критерию, а именно проценту дипломированных специалистов в общем объеме работающего в государстве населения (пятое место в мире). Патентная активность в Украине также на достаточно высоком уровне», – рассказывает генеральный директор Corum Group Яков Сидляренко. К тому же ежегодно отечественные вузы выпускают до 20 000 специалистов с техническим образованием.
Более того, украинские ученые, даже в условиях жесткого дефицита финансирования, могут похвастаться успехами в разработках. Например, в Донецком физико-техническом институте им. А.А. Галкина создали маммотермограф – прибор, диагностирующий рак молочных желез без облучения. Владимир Татаренко – лауреат Госпремии Украины в области науки и техники, заслуженный авиастроитель, предложил концепт капсулы, которая может спасти пассажиров во время крушения самолета. А специалисты Института физической химии им. Л.В. Писаржевского разработали состав, после пропитки которым ткань не загорается, и он в несколько раз дешевле импортных аналогов.
«Первый в мире комбайн для добычи угля был изобретен именно украинцем в 1932 году. Луганчанин Алексей Бахмутский разработал и сконструировал опытный образец, который в том же году был испытан в шахте. Оборудование впервые позволило механизировать отбойку и навалку угля в забое», – приводит пример Сидляренко.
Вместе с тем по продуктивности труда, количеству высокотехнологических предприятий и объему средств, направляемых государством на исследования, Украина – в числе аутсайдеров. И все это сильно тормозит новые разработки.
«На сегодняшний день очень важно усилить материально-техническую базу в технических и медицинских вузах. Согласитесь, ни один медицинский вуз развитой страны не возьмет на себя ответственность выпускать сырых специалистов, которые впоследствии вынуждены набивать руку на пациентах. Для того чтобы обучение в Украине вышло на новый уровень, финансировать его должно не только государство, но и (в большей степени) крупные корпорации, бизнес, который заинтересован в развитии технологий», – уверяет Екатерина Балановская, исполнительный директор компании Visotsky Consulting Kiev.
Проблема украинских разработчиков еще и в том, что в основном их продукты смещены в сторону софта, тогда как «железных проектов» (hardware), которые способны решать повседневные задачи для рядовых потребителей и бизнеса, один на пять-шесть стартапов. Причина кроется в том, что программные решения не требуют физического производства, комплектующих, их проще продавать за пределами Украины и привлекать в них же инвестиции.
«А развитие материально-технической базы – один из важнейших факторов роста экономики. Проще всего начать работу в направлениях, где мы уже обладаем определенными преимуществами: техническими, географическими или интеллектуальными. Это может быть и IT-сектор, и агропромышленный комплекс в силу благоприятного климата и устаревшей технической базы, и оборонно-промышленная отрасль в связи с ростом затрат на оборону и боевыми действиями на востоке страны», – комментирует генеральный директор инвесткомпании «ОТП Капитал» Григорий Овчаренко.
Плюс ко всему для Украины, структура экспорта которой не меняется долгие годы, именно промышленность (металлургия, машиностроение, минеральная продукция, химпром, АПК) может стать основным источником инноваций и главным инвестором в технологические разработки. Модернизация отраслей и производство конкурентных товаров с высокой добавленной стоимостью обеспечивают двойной эффект: создают спрос на научные разработки внутри страны и повышают ее конкурентоспособность на внешних рынках.
«Наши разработки в области авиа и ракетостроения пользуются спросом во всем мире. Также украинцы имеют всемирно признанные достижения в сфере медицины, электросварки, атомной энергетики. И сейчас есть широкое поле для их применения. Но это, скорее, потенциал. Одно дело – изобрести, а другое – внедрить и получить эффект. А вот с этим у нас пока проблемы», – рассуждает генеральный директор компании Adelina Call Center Олег Чернобривцев.
Начать с нуля
Примеров стран, которые за считаные десятилетия смогли отстроить национальные экономики, немало. «Впечатляющие темпы продемонстрировала Южная Корея, за 50 лет превратившаяся из бедной аграрной страны, пережившей войну, в одно из самых богатых и высокотехнологичных государств мира. В основе этих преобразований и беспрецедентных темпов роста – инновации и высокие технологии. Страна инвестирует в R&D более 4% своего ВВП», – рассказывает Сидляренко.
Невероятный рывок в развитии сделал за полстолетия и Сингапур, который вплоть до 1963 года был британской колонией. Страна, где не было не только природных ресурсов, но даже питьевой воды, сегодня находится на шестом месте по объему ВВП на душу населения, и на первом – в рейтинге Doing Business. В начале 2016-го власти Сингапура утвердили План развития научных исследований до 2020 года, в соответствии с которым в разработки в ближайшие пять лет будет вложено $13,2 млрд, что на 18% больше, чем в предыдущем пятилетнем цикле.
«Активную работу в области развития инноваций ведут страны Персидского залива, которые пытаются уменьшить долю энергоресурсов в своих экономиках», – отмечает Овчаренко.
Украина же имеет не только промышленный и научный, но и природный потенциал. «Израиль – один из лидеров в производстве ягод и другой сельхозпродукции при полном отсутствии плодородных земель и дефиците водных ресурсов. И это все за счет инноваций, внедрения интенсивных технологий. Сложно представить, какой эффект при таких условиях мог бы получиться в Украине, которая не использует даже 50% своего потенциала», – говорит Чернобривцев.
Израиль, кстати, как страна, которая вынуждена развиваться в условиях войны, даже из этой беды сделала козырь. Например, в конце 12-го класса школы все учащиеся сдают экзамен, по итогам которого обладатели лучших результатов проходят дополнительное тестирование. Среди получивших наивысшую оценку 1% отбирается для службы в специальном подразделении, которое занимается технологическими вопросами для армии.
Впрочем, инновации – это не только разработки. Пример того же Сингапура, а также Японии, Китая, ОАЭ показывает, что почти все страны начинали с борьбы с коррупцией и масштабной чистки в госаппарате. «Простой пример – получение любой справки. С новыми технологиями того же e-gov можно не только автоматизировать процесс выдачи нужных документов, но и убрать коррупционную составляющую работы госорганов», – подчеркивает Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке компании «Киевстар».
Очень важны наличие механизмов стимулирования бизнес-активности и дерегуляция, налоговые льготы для предпринимательской среды, комфортное валютное регулирование. Это те сферы, в которых украинские власти пока что не преуспели. Однако наши ближние соседи – Польша, Чехия, Словакия – обеспечивают благоприятные для R&D режимы налогообложения. Там практикуется освобождение от налога на прибыль и налоговые кредиты для центров разработки, действуют программы дотирования инновационной деятельности промышленных предприятий.
Именно поэтому Украине уже сегодня нужно провести перезапуск научно-исследовательской базы. Да, в ближайшие годы мы не сможем сократить разрыв с развитыми странами в части инноваций. Но это позволит хотя бы наверстать упущенное время, запустить «маховик» инвестиций и сдвинуть отечественную экономику с мертвой точки.
Читайте также: Как я пыталась открыть офшорную фирму:Три схемы увода
Как мы считали
Для оценки уровня инновационности украинских компаний Forbes использовал экспертный метод анализа. Рейтинг инновационных компаний формировался на базе учета мнений компаний и научно-образовательных организаций, владеющих широкой экспертизой в сфере инноваций и анализа рынков. Во-первых, среди предложенного списка компаний были выбраны те, которые, по мнению экспертов, можно считать инновационными. Во-вторых, эксперты имели возможность дополнить список своими вариантами украинских инновационных фирм, не являющихся дочерними компаниями зарубежных холдингов. В-третьих, эксперты по пятибалльной шкале оценили уровень инновационности каждой из отобранных компаний с точки зрения следующих аспектов: 1) уникальность продукции компании, инновационность технологии ее производства; 2) уникальность бизнес-процессов компании, способствующих реализации продукции, в том числе сочетание маркетинговых и управленческих инноваций; 3) локальный или глобальный масштаб инноваций компании; 4) создают ли инновации конкурентное преимущество для компании и насколько инновации помогают компании занять ведущие позиции на своем рынке; 5) способна ли инновация вызывать спрос со стороны конкурентов и желание копировать в той или иной форме; 6) насколько большой непосредственный вклад компании в развитие своих флагманских инноваций. На основе полученных экспертных оценок Forbes выводил средний балл инновационности каждой компании и фиксировал количество случаев признания ее инновационной. Результаты консенсуса легли в основу расчетов индекса инновационности.