Сумма субсидии будет рассчитываться отдельно на отопительный и неотопительный сезоны
Ранее Domik.ua писал о том, кому не положена субсидия.
С подорожанием жилищно-коммунальных услуг спрос на субсидии закономерно повысился. В частности, как отметил министр социальной политики Андрей Рева, количество получателей субсидии может увеличиться с нынешних пяти с половиной миллионов до девяти миллионов. И не исключено, что на отметке «девять миллионов семей» этот показатель продержится полтора-два года. Директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко напоминает, кто и на каких условиях имеет право на получение жилищно-коммунальных субсидий. Тем более, что весной правительство внесло ряд существенных изменений в порядок их назначения.
— Что нового появилось в оформлении субсидий? А что осталось прежним?
— Механизм назначения субсидий постоянно усовершенствуется: мы учитываем как уже возникшие проблемы, так и возможности облегчить назначение этой государственной помощи в дальнейшем. Например, в настоящее время активно работаем над расширением и отладкой механизмов обмена информацией между Минфином, Государственной службой занятости, Пенсионным фондом Украины и Министерством социальной политики, что позволит быстрее обрабатывать заявления на субсидии. Следует отметить, что соответствующее взаимодействие с фискальной службой происходит уже больше года и оно показало свою эффективность. Так, гражданам теперь не нужно предоставлять справки о доходах. Кроме того, с весны внедрена возможность подачи заявления и декларации на получение субсидии в электронной форме.
— Это как?
— Семья при наличии компьютера, Интернета и электронной подписи хотя бы у одного человека может оформить заявление на назначение субсидии и заполнить прилагающуюся декларацию об имуществе и доходах, даже не выходя из дому. Просто в режиме онлайн. Это позволит избежать очередей в управлениях соцзащиты.
— А если ни у кого из членов семьи нет электронной подписи?
— Они тоже могут воспользоваться сервисом и заполнить заявление и декларацию в онлайн-режиме. Для предварительной регистрации документов в электронном виде достаточно подтвердить адрес электронной почты. Это даст нашим сотрудникам возможность начать работу с документами. Однако потом представителю семьи в течение месяца все-таки придется посетить управление социальной защиты и подписать заполненные бланки. Или же отправить по почте распечатанные документы и заявление с подписью для подтверждения своей личности. Если он не успеет это сделать в течение месяца, нужно будет заново оформлять весь пакет документов.
— Как и где можно подать заявление в онлайн-режиме?
— На специальной странице: https://subsidii.mlsp.gov.ua. Облегчат заполнение документов на субсидию подсказки, которые заявитель получит от электронной системы. А если человек допустит ошибку, система проинформирует его о необходимости ее исправить.
— То есть фактически любой может, не выходя из дому, подать заявление на субсидию и получить ее?
— Есть ряд исключений. Некоторым категориям для назначения субсидии следует подать не только стандартные документы — заявление и декларацию. Во-первых, это арендаторы, которые должны предоставить еще и договор о найме жилья.
Во-вторых, лица, о чьих доходах невозможно получить информацию (она отсутствует) от компетентных органов (Государственная фискальная служба, Пенсионный фонд, фонды соцстраха и так далее). Таким людям необходимо предоставить также документы о размере доходов с места их получения.
И в-третьих, это лица, на чьей жилой площади зарегистрированы другие члены семьи, которые фактически там не проживают и доходы которых исключаются при назначении субсидии по этому адресу. Здесь необходимо дополнительно предоставить подтверждение фактического пребывания в другом месте — справку с места работы, учебы и так далее.
При этом для арендаторов квартир и домов при назначении субсидии также учитывается срок действия договора (субсидия назначается с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев, и до конца месяца, в котором истекает срок действия договора аренды) при условии, если арендатору начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.
Читайте также: Основные положения новой системы начисления субсидий
— Кстати, на какой срок назначается субсидия?
— Весной были изменены периоды назначения субсидии. Она по-прежнему назначается на 12 календарных месяцев со дня подачи заявления. Однако при этом сумма субсидии будет рассчитываться отдельно на отопительный сезон (с 1 октября по 30 апреля). И отдельно — на неотопительный (с 1 мая по 30 сентября).
— Точно! Я помню, что в мае у многих возникли проблемы из-за того, что в платежках сумма субсидии оказалась вдруг в нулевом размере. А потом это объяснили пересчетом субсидии на неотопительный период. Ведь стоимость жилищно-коммунальных услуг на это время снижается и некоторые семьи теряют право на субсидию.
— Причина была не только в этом. Принятым 27 апреля постановлением внесены изменения в порядок предоставления субсидий. И доходы для отдельных категорий жителей рассчитывают по-новому.
— Как именно?
— Дело в том, что учесть доходы некоторых категорий достаточно сложно, а порой даже невозможно.
Так вот, в ходе реформирования системы субсидий было снято обязательное требование, чтобы все трудоспособные члены семьи имели работу. В настоящее время субсидии назначаются и тем семьям, в которых один из членов легально не трудоустроен, не стоит на бирже труда, не учится в институте и так далее. Его доход ранее учитывался на уровне прожиточного минимума.
Однако весной механизм учета доходов был несколько изменен. В частности, установлен нижний уровень месячного дохода трудоспособных лиц (от 18 лет и до наступления пенсионного возраста), который учитывается при назначении субсидии. Это два прожиточных минимума для трудоспособных граждан, с мая — 2 тысячи 900 гривен.
— Что это значит?
— Независимо от того, сколько человек получает, если его официальные доходы (в базе фискальной службы) окажутся меньше прожиточного минимума, то мы ему в качестве дохода будем засчитывать сумму 2 тысячи 900 гривен в месяц.
— Всем-всем?
— Нет. Есть ряд исключений.
Во-первых, для студентов, которым платят стипендию, а также для людей, получающих социальную помощь (пособия при рождении или усыновлении ребенка до достижения им трехлетнего возраста, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, пособие по безработице), учитываются фактические размеры стипендий и социальных выплат.
Во-вторых, для студентов, которые живут одни (без родителей) и при этом не получают стипендии, а также для безработных доход учитывается на уровне одного прожиточного минимума в месяц (в настоящее время 1 тысяча 450 гривен).
— А если человек не работает, но при этом не стоит на учете в службе занятости?
— Если он получает пособие по безработице, в расчет будет принят фактический размер дохода, а если не получает пособие, его доход будет учтен в размере прожиточного минимума (1 тысяча 450 гривен).
Отмечу также, что из перечня лиц, у кого в качестве дохода учитываются фактические размеры социальных выплат, исключены те, кто получает пособие по уходу за инвалидом I группы либо человеком, достигшим 80-летнего возраста. Таким образом, совокупный доход таких трудоспособных лиц составляет два размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных. А для семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в случае принятия соответствующего решения комиссией, может составить один прожиточный минимум.
Еще одно немаловажное изменение: повышены доходы (которые учитываются при назначении субсидии) для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Так, для предпринимателей — плательщиков единого налога первой группы, независимо от фактических доходов, в совокупный доход за каждый месяц учитываются два размера прожиточного минимума (2 тысячи 900 гривен). Ранее их доходы принимались во внимание в размере одного прожиточного минимума.
Для предпринимателей — плательщиков единого налога второй группы — три размера прожиточного минимума (4 тысячи 350 гривен). Ранее было два прожиточных минимума.
Для предпринимателей — плательщиков единого налога третьей и четвертой группы учитываются четыре размера прожиточного минимума (5 тысяч 800 гривен). Ранее — три минимума.
При этом не принимается во внимание доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информацию о которой предоставила Государственная фискальная служба по запросу органов соцзащиты.
Читайте также: Жилищная субсидия - "лохотрон" от правительства
— А пенсии как будут учитываться?
— Не путайте! Выше шла речь о трудоспособных лицах и их доходах. Пенсии же — по возрасту или по инвалидности — получают люди, утратившие трудоспособность. И эти суммы учитываются в фактических размерах.
— Неужели нельзя будет сделать исключений в каких-нибудь особых случаях и принять во внимание для трудоспособного человека доход менее 2 тысяч 900 гривен?
— Почему же нельзя? Иногда, по решению местных органов власти или комиссий при этих органах, для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии может включаться месячный доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.
Комментарии посетителей